Православная церковь почитает Лонгина как мученика и совершает его память 16/29 октября. Католическая церковь совершает его память 15 марта.
Сотник Лонгин — римский воин, центурион (сотник), который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз. Кроме того, он в составе стражи был свидетелем воскресения Иисуса Христа у Гроба Господня. С его именем связана одна из самых почитаемых христианских реликвий – Копьё Лонгина (Копьё Судьбы).
Со́тник Лонги́н — римский воин, центурион (сотник), который пронзил копьем ребра распятого Спасителя (Ин. 19:34) и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз (по преданию, римский сотник Гай Кассий Лонгин страдал катарактой. Во время казни Христа кровь брызнула ему на глаза, и Кассий исцелился).
Кроме того, он в составе стражи был свидетелем воскресения Иисуса Христа у Гроба Господня. Имя Лонгин предположительно произошло от латинизированного греческого слова греч. λόγχη — копьё.
Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста.
Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней.
Он был так поражен увиденным, что хотя и не имел никакого понятия о Священном Писании, пророчествах о Христе, но внезапно уразумел истину и от всей души уверовал в Господа и всенародно исповедал, что «воистину – это Сын Божий» (Мф.27:54, ср.:Лк.23:47, Мк.15:39). Вместе с Лонгиным уверовавали во Христа и два другие воина.
После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом был приставлен Пилатом к Гробу Господню.
Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение, когда Господь Своим чудным восстанием навел на стражу ужас (Мф.28:2,4).
Тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно.
Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу.
Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Лонгин открыто проповедовал о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях.
Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома – тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города без погребения.
Лонгин Сотник почитался в русском народе как целитель глазной болезни, почему в «Сказании о святых» ему была назначена особая молитва о «прозрении ослепших очес и исцелении от болезни». Основою для этого верования относительно мученика Лонгина, очевидно, послужило записанное в житии этого святого обстоятельство, совершившееся при обретении его честной главы. Одна слепая женщина из Каппадокии, христианка, пошла поклониться святым местам в Иерусалиме, чтобы помолиться там об исцелении от слепоты. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.
Мощи святого Лонгина.
Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина, хранятся в римской церкви святого Августина.
Церковь Святого Августина, Рим, Италия
Десница святаго мученика Сотника Лонгина покоится в сокровищнице Базилики святого Николая Мирликийского в г. Бари (Италия).
Серебряный ковчег с мощами мученика сотника Лонгина в Бари
Копьё Лонгина (Копьё Судьбы)
Копьё Лонгина (Копьё Судьбы) — пика, которую римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на кресте. Является одним из орудий Страстей Христовых.
В Ватикане в Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Лоренцо Бернини.
Копье Лонгина является от одной из самых почитаемых христианских реликвий.
В богослужении Православной церкви используется копие — обоюдоострый нож для изъятия частиц из просфор, который символизирует собой копьё Лонгина.
Копиё
Свою трансформацию в Копьё Судьбы копьё сотника Лонгина пережило в Средние века. Апокрифические сказания превратили копьё, освящённое Распятием Христа, в могущественный магический артефакт, обладающий сверхъестественными качествами сам по себе.
Сформировалось предание, что изначально Копьё принадлежало внуку иудейского первосвященника Аарона и затем, переходя от владельца к владельцу, приносило каждому удачу, победы и могущество. Якобы до Распятия Копьё принадлежало царям Давиду и Ироду Великому, а потом, столетия спустя, переходило от одного великого человека к другому. В разное время копьем Лонгина, по преданию, владели Константин Великий, император Юстиниан, Карл Мартелл, король готов Теодорих I, Карл Великий и другие великие личности. Таким образом, Копьё Судьбы стало восприниматься как залог непобедимости, что сделало его весьма желанным объектом поисков.
На самом деле, существует несколько вариантов, где находится Копьё Судьбы, равно и как несколько артефактов, претендующих на статус святыни.
Для католиков вроде бы главным претендентом должно быть копьё, хранящееся в Ватикане, в Базилике Святого Петра. Именно эта реликвия, которая была привезена в Рим из Парижа в XVIII столетии, Католической церковью считается Копьём Лонгина. Считается, что это копье оказалось в Риме после падения Константинополя.
Очень похожее копьё находится в Кракове, настолько похожее, что ватиканское и краковское копьё учёными считаются копиями. Правда, существует путаница, какое из них было оригиналом, а какое источником – разные исследователи называют то ватиканское изготовленным в III веке, а краковское изготовленным в IV столетии, то наоборот.
Гораздо больше вопросов вызывает армянский претендент на звание Копья Судьбы – это хранящееся в Эчмиадзине (современное название Вагаршапат, Армения) копьё, которое, по уверениям армянских СМИ, датируется I веком нашей эры. Правда, непонятно, откуда берутся сведения о подтверждённой датировке, потому что Армянская церковь отказывается предоставлять реликвию для проверки возраста, аргументируя это тем, что если святыня обладает чудодейственными свойствами в силу веры в неё людей, то проверять её подлинность почти святотатство. А о случаях исцеления людей при обращении к святыне в Армении есть свои свидетельства.
Сторонники мнения о том, что Копьё Лонгина находится в Армении, говорят о том, что сюда его принёс апостол Фаддей, и умерший здесь мученической смертью. Более того, сообщается о том, что в 2010 году британские учёные, исследовавшие Туринскую плащаницу, обнаружили на отпечатке тела след от раны, сходной с той, что описана в Евангелии. Рана эта была нанесена особым видом копья, которое было на службе у тяжеловооружённых легионеров римских гарнизонов по всей Империи. При сравнении отпечатка раны на Туринской плащанице и Копья Лонгина в Армении, по информации армянских СМИ, было установлено соответствие не только типа раны и копья, но и размер – в обоих случаях он составил 4,5 сантиметра.
Однако в современной медийной культуре Копьё Судьбы прочно ассоциируется с четвёртым претендентом – копьём, хранящимся в Вене (Копьё Святого Маврикия).
Хотя оснований для этого ещё меньше, чем в случае с ватиканским или краковским копьями – экспертиза показала, что копьё не могло быть изготовлено раньше VII столетия. Более того, что до середины X века этот артефакт почитался как принадлежащий христианскому святому Маврикию. Но после того, как император Священной Римской империи Оттон I в 955 году одержал победу при Лехе над венграми в день памяти Святого Лонгина, копьё было «повышено в звании».
Тропарь мученика Лонгина сотника, глас 4
Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Лонгина сотника, глас 4
Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.
Молитва Мученику Лонгину Сотнику:
Святый мучениче Лонгине! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В народе, по традиции календаря народного, 29 октября отмечают праздник, получивший название Вратник, поскольку сегодня у ворот проводили разные ритуалы и изготавливали обереги.
Существовало поверье в народе, что мученик Лонгин может избавить от всяких глазных недугов, начиная от бельма на глазу, и заканчивая конъюнктивитом. Поэтому сегодня все страдающие от болезней глаз молились святому, чтобы он поскорее излечил недуг.
Верили в народе, что святой Лонгин также может и защитить дом от нечисти, стоя у ворот. Ведь ворота – это одно из самых опасных мест, – через них обычно темные силы и попадают в жилище.
Святой же постоянно на чеку, находясь между добром и злом, он оберегает людей. Поэтому и было принято размещать над вратами икону с его изображением, а также сретенскую свечку.
Кроме этого, часто наши предки в щели забора втыкали зубья бороны, кусочек косы или любые другие острые предметы из металла, а также у ворот высаживали колющие растения – ежевику, малину, терновник, можжевельник, шиповник или боярышник.
По традиции, 29 октября крестьяне вынимали из сундуков свою теплую одежду, чтобы вынести ее на мороз. Верили в примету, – если сегодня на вещи попадет солнечный свет, обладающий целебной силой, то они будут все холода служить верой и правдой, согревая даже в лютые морозы.
Охотники на Лонгина выезжали на промысел, предварительно читая специальные заговорные слова и проводя обряды, – только тогда охота была успешной.
Девушки же 29 октября проводили приворот парней на кровь: шли к дому, где живет любимый, и специально кололи палец о колючее растение, чтобы потом этим пораненным пальцем коснуться ворот. Верили, что если после их прикосновения к воротам прикоснется любимый парень, то он навсегда влюбится, и другая девица не сможет его к себе приворожить.
Пожилые члены семьи в день Лонгина Вратника первыми выходили из калитки, чтобы нечисть подумала, что в доме живут только старики, от которых много силы не возьмешь, и шла куда подальше.
29 октября у ворот проводили обряды и ритуалы, делали обереги на счастье в доме, читая при этом магические заговорные слова.
Обряд на счастливую долю 29 октября брали сахар и перемешивали его вместе с мелкими веточками, собранными в своем саду.
Затем эту смесь клали в льняной мешочек и приговаривали такие заговорные слова:
«Святой Лонгин, подсоби, все неудачи из дома убери. Пусть идут они долой, запусти же в ворота любовь. Также с нею пусть зайдут счастье, радость и уют. Ты все это оберегай, злого врага не впускай. Аминь».
Потом этот мешочек закапывали со стороны двора у калитки.
Что нельзя делать, народные приметы:
Молодым членам семьи нельзя первыми выходить из дома. По поверьям, первыми должны выходить представители самого старшего поколения. Увидев это, нечистая сила будет думать, что здесь живут одни старики, у которых нет сил, и уйдёт к другому дому.
Девушкам нельзя гадать на любовь, а также проводить любовные ритуалы и обряды. В противном случае любовь к нарушившей данный запрет не придёт три года.
Нельзя ругаться, мстить, задумывать недоброе, злиться — негатив в этот день накапливается в душе, после чего может перерасти в нечто большое, что приведёт человека к непредвиденным проблемам.
День достаточно тяжёлый, непростой и опасный. Потому не рекомендуется сегодня заниматься какими-либо сложными и ответственными делами, проводить важные встречи, начинать что-то новое. Вполне вероятно, что возникнет масса непреодолимых сложностей.
Нельзя брать чужое — вместе с вещами человек получит и чужие беды.
Нельзя заниматься таким трудом и делами, которые предполагают напряжение зрения, например, смотреть в бинокль, телескоп, заниматься рукоделием, мелким ремонтом, долго сидеть перед компьютером или длительное время читать книгу. Глазам нужно позволить отдохнуть, насладиться природой, красивыми городскими видами и так далее.
На улицу нельзя выходить неумытыми, в грязной одежде — поддержки можно лишиться, с возникающими препятствиями будет справляться сложнее.
Приметы на 29 октября в день Лонгина Вратника:
✦ Если 29 октября ветер сильный и порывистый, – примета к осадкам.
✦ Утренний дождь, начавшийся на Лонгина Сотника, будет недолгий, обеденный же продлится в течение суток.
✦ 29 октября редкие облака, – примета, что завтра будет мороз.
✦ Погожий день сулит ясное ночное небо.
✦ По примете, похолодает, если 29 октября гуси на одной лапе стоят.
✦ Низкие тучи сулят ненастье.
✦ Если на деревьях иней в день Лонгина Вратника, – будет тепло.
✦ Рожденные в эту дату – властные, решительные и непоколебимые люди. Они всегда найдут пути решения любой проблемы.
Комментарии (0)