При изучении истории в школе мы не раз сталкивались с религиозными понятиями. Причина в том, что в прошлом нашей страны и мира в целом церковь и государство действовали и управляли страной, массами сообща. К примеру, наверняка все помнят о Вселенских Соборах, которых, по версии православия, было семь, а по таковой католичества – двадцать.
29 июля 2021 года христиане чествуют память святых отцов шести Вселенских Соборов. Этому празднику и посвящена нынешняя статья.
Понятие и особенности Вселенского Собора.
В переводе с латыни словосочетание «Oecumenica Concilia», а также аналогичное греческое «Σύνοδοι Οικουμενικαί» означает собрание представителей высшего духовенства, преимущественно епископата христианской Церкви. На нем участники занимались обсуждением вопросов различной направленности, а именно судебно-дисциплинарной, догматической и - в первую очередь – церковно-политической. Когда Церковь только начала свое существование, термин «Σύνοδος» использовался применительно к любому церковному собранию. Ситуация изменилась в III-м столетии н.э.: упомянутое выше понятие стало указывать исключительно на собрания епископов.
Первые местные соборы проводились еще во II-м веке. После объявления окончания преследования христиан Константином I-м епископы из разных провинций стали объединяться для организации общих Соборов.
Несколько позже Церковь начала проводить Вселенские Соборы в общеимперском масштабе. Кроме епископов на таких собраниях присутствовали главы Поместных Церквей либо их представители (заместители). Решения, принятые на Соборах и носившие канонический, догматический характер, признавались обязательными для всей Церкви. Нередки были случаи, когда они выносились не по воле и в соответствии с убеждениями епископов, с евангельской истиной, а под давлением императора либо влиятельного, могущественного представителя высшего духовенства.
Краткие сведения о Соборах.
Итак, выше уже упоминалось, что православная точка зрения по поводу числа масштабных собраний епископов и других представителей высшего духовенства такова: оно равно семи. Будем и мы придерживаться ее.
Первый Вселенский Собор был назван Никейским. Его созыв произошел в июне 325 года в городе Никее, отсюда и название церковного собрания. Собор состоялся при императоре Константине Великом. Целью Первого Вселенского Собора явилась необходимость разрешить спор епископа Александрийского Александра со священнослужителем Арием, имевшем сторонников и утверждавшим, будто Иисус Христос – и не Бог вовсе, а совершеннейший из созданных Господом существ.
318 епископов участвовало в указанном Соборе. Среди известных нам на собрании присутствовали святитель Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий. Участники Собора пытались решить остро стоящую проблему в течение двух месяцев. В итоге ересь Ария была ими отвергнута, а Церковь обзавелась непреложным догматом, звучавшим так: «Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом». Кстати, его включили в первые семь стихов Символа Веры.
Второй Вселенский или иначе - первый Константинопольский (Цареградский) Собор случился в 381 году. Целью его стало официальное уничтожение лжеучения Македония – бывшего епископа, сторонника арианства. Ересь указанного лица заключалась в отказе признавать и почитать Святой Дух – третью суть Святой Троицы. Македоний говорил, что последняя не является Богом, а есть ангелоподобная сила.
На этом Соборе присутствовало 150 епископов. И также среди них было много впоследствии причисленных к лику святых представителей духовенства: Амфилохий Иконийский, Григорий Богослов, Мелетий Антиохийский и пр. Как и на предыдущем Соборе, ересь противника истинного христианства была осуждена и отвергнута участниками. Однако не все выразили согласие с данным решением, а именно 36 человек.
Причиной Третьего Собора 431 года стал конфликт между святителем Кириллом Александрийским и Константинопольским патриархом Несторием. Второй настаивал на том, что Деву Марию следует называть Христородицей, а не Богородицей, ведь, по его мнению, Божественную суть Иисус обрел только после рождения. Участники Собора разделились на два лагеря, каждый из которых признал еретиком одного из двух спорщиков. Лишь в 433 году ересью было объявлено лжеучение Нестория. Тогда же участники Собора утвердили Никеоцареградский Символ Веры.
На Четвертом, Халкидонском Соборе также обсуждался вопрос, связанный с лжеучением – на этот раз монофизита Евтихия, отвергавшего в Иисусе человека.
На Пятом произошло осуждение ереси последователей Евтихия и Нестория.
Шестое церковное собрание состоялось в 680-м году. Оно оказалось самым продолжительным из всех Вселенских Соборов, продлившись с 7 ноября указанного года по 16 сентября 681 года. Местом проведения его стал главный город Византии – Константинополь. На Шестом Вселенском Соборе встретились 170 епископов. Целью Собора явилась необходимость решения такой проблемы, как лжеучение монофелитов. Они внушали окружающим, что в Иисусе Христе следует признавать только одну суть – Божественную. Участники Шестого Вселенского Собора резко осудили эту ересь, и постановили признать в Спасителе две сути – Божественную и человеческую.
Продолжением Шестого общего собрания церковников стал спустя 11 лет промежуточный Пято-шестой или Трулльский Собор. Он дополнил предыдущие два Собора, явившись площадкой для решения вопросов циркового благочиния, которые участники собрания не успели рассмотреть из-за чрезмерного погружения в проблему ереси монофелитов. Тогда же увидели свет обобщенные правила, в соответствии с которыми теперь должно было осуществляться управление Церковью. Их участники Собора объединили в Номоканон.
Что касается Седьмого Собора, то он был последним и произошел спустя почти век после Шестого. Участники его решали проблему борьбы с очередной ересью - иконоборчеством, учиненным противниками святых ликов.
Возвращаясь, собственно, к религиозной дате 27 июля, следует отметить ее особый смысл. Он заключается в следующем: лишь Соборы обладали способностью принимать непогрешимые определения в области христианского вероучения и церковных вопросов. Участники же этих масштабных собраний действовали в большинстве своем последовательно при обсуждении проблемы и в поисках путей ее разрешения, часто страдали за собственные воззрения, но, тем не менее, оставались непреклонными в своих убеждениях. Они должны послужить всем верующим христианам достойным примером!
Комментарии (0)