22 декабря (9 декабря по старому стилю), православная церковь празднует Зачатие Пречистой Девы Марии.
Праведная Анна происходила из рода Ааронова, колена Левиина. Она являлась родной дочерью священнослужителя, носившего имя Матфан. Супруг будущей матери Богородицы принадлежал к дому царя Давида, роду колена Иудина. Именно из последнего должен был произойти, согласно древнему предсказанию, Спаситель. Как видим, напророчивший сие не ошибся.
Местом обитания супружеской четы был город Назарет. Муж и жена страдали бесплодием и сильно переживали по этому поводу, поскольку считали такое положение дел наказанием Господним за грехи. Тем не менее, Иоаким и Анна продолжали из года в год усердно молить Бога о ниспослании им счастья стать родителями. Регулярно они жертвовали в пользу нищих и главного храма Иерусалима львиную часть собственных доходов – 2/3.
Однажды в земле иудейской случился большой праздник. А в крупные религиозные даты верующие обычно приносили Творцу дары, которые оставляли в стенах уже упомянутого выше иерусалимского храма. Так поступил и праведный Иоаким. Однако первосвященник не принял жертву верующего, поскольку решил, будто на бездетном мужчине не может лежать Божье благословение.
Разумеется, произошедшее несказанно омрачило настроение праведника. Святой изучил свою родословную и выяснил, что лишь у него одного нет продолжения. Тогда Иоаким решил не возвращаться домой. Он отправился в пустыню, где жил на протяжении 40-ка дней, пребывая в строгом посте и пламенных молитвах, возносимых к Господу.
Праведная Анна, не дождавшись мужа, чуть позже узнала о свершаемом тем подвиге. Бедная женщина остро ощущала свою вину за то, что в их семье нет детей.
Как-то взгляду ее открылась такая картина: на дереве птица свила гнездо, а в нем сидели совсем крохотные птенчики. Сердце Анны стиснула ледяная рука печали, и она в отчаянии взмолилась Творцу об исцелении от бесплодия. Взамен праведница пообещала Господу отдать младенца в услужение Высшим Силам.
И – о, чудо! – после произнесения этих слов явился святой Анне Ангел Божий, который сообщил женщине об исполнении ее просьбы.
Посланец небесный открыл праведнице, что у нее родится дочь по имени Мария, и благодаря этой девочке все человечество получит благословение Господне.
Между тем Ангела увидел в своей пустыне и Иоаким. Слуга Божий послал праведника в Иерусалим, где в тот момент находилась жена святого. Когда супруги встретились на Святой Земле, Анна зачала от мужа ребенка, коего даровал им сам Бог. В Иерусалиме же Дева Мария и появилась на свет спустя 9 месяцев.
Надо отметить, что ко времени разрешения от бесплодия праведные супруги находились уже в преклонном возрасте. Но для Творца количество лет, прожитых человеком, не имеет значения – чудо, как видно из описанных событий, может случиться на любом отрезке жизни простого смертного, тяготеющего к Божественной силе.
Праведная Анна скончалась 79-летней старицей. До самой смерти своей она пребывала рядом с дочерью в храме, где Мария воспитывалась. Иоаким преставился чуть раньше в возрасте 80-ти лет.
Иконография праздника.
Дате 22 декабря, знаменующей в православном христианстве зачатие матери Иисуса праведницей Анной, посвящено три святых образа. Один из них именуется так: «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». На втором святом полотне изображена праведная мать Богородицы, которая держит свою маленькую дочь на левой руке.
Наконец, на третьем образе можно узреть Пречистую Деву, ногами попирающую ползучего гада. Данный образ представляет наибольший интерес для зрителя. Божья матерь на нем изображена иконописцем парящей в воздухе с распростертыми, как крылья, руками. Под ногами же Пречистой расположен шар, на котором возлежит змей. Нетрудно догадаться, что в образе гада художник запечатлел самого сатану. Заложен в него и дополнительный смысл: змей – это падшие предки Божьей Матери. Довершают святой образ изображения праведных родителей Марии. Богоотцы написаны на иконе с руками, сложенными в молитве.
Религиозная дата в народной традиции:
Рассматриваемый нами в рамках данной статьи праздник у наших предков назывался совсем иначе: «Анна темная». Существовали у даты и другие, синонимичные наименования: «Анна бездетных», «Анна зимняя». 22-й день первого месяца зимы считался славянами наиболее непродолжительным по сравнению с остальными. Русичи полагали, будто с него стартует сезон холодов. Украинцы отмечали 22 декабря новогодний праздник. Белорусы были уверены, что с этой поры до лета уже рукой подать.
В те далекие времена день Зачатия Пресвятой Девы Марии имел основополагающее значение для женщин в положении. Беременные должны были на протяжении всего дня 22 декабря держать строгий пост, не браться ни за какую работу, не покидать без особой надобности стены собственной дома. В общем, на вынашивающих под сердцем дитя особ женского пола накладывалось в праздник Анны Темной обязательство пуще зеницы ока беречь младенца. Кроме того, именно 22 декабря беременные женщины горячо молились Богу о быстром и легком разрешении от бремени.
С этой религиозной датой в народной традиции связано множество примет. Например, считалось, что с 22 декабря волки начинают сбиваться в стаи. Это поверье увековечено в пословице: «На Зачатие св. Анны волки стадятся, а после Крещения разбегаются».
Суеверные русичи были глубоко убеждены в том, что в день Зачатия силы добра вступают в схватку с силами зла.
А пчеловоды проводили в указанный праздник своеобразный ритуал на увеличение плодовитости своих подопечных и производимой ими продукции.
По окончании литургии они отправлялись в помещения, называемые омшанниками, шевелили ульи и приговаривали: «Как вы, мушки благодушные, зачалися детьми от всемилостливого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дело; зачинайте же белые и жёлтые воски и густые меда Господу Богу и чудотворцам Зосиме и Савватию вдосталь, а мне, рабу Божию, в пожиток».
Сегодня обычай воздавать праведной Анне в день зачатия ею Пречистой особенно пламенные молитвы о разрешении бесплодия не утратил своей актуальности. Существуют даже специальные тексты, имеющую особую силу, тем более, если их произносить их 22 декабря, стоя перед соответствующей иконой.
Молитва святым праведным Иоакиму и Анне:
О, приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному Престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщери ва
Молитва вторая праведным Иоакиму и Анне:
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Личное прошение праведной Анны о даровании дитяти (из Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского):
Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.
Тропарь праведной Анны:
глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.
Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны:
глас 2
Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.
Тропарь Зачатия праведной Анны:
глас 4
Днесь безчадия узы разрешаются,/ Иоакима бо и Анну услышав, Бог/ паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу,/ из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв,/ Ангелом повелев вопити Ей:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.
Кондак праведной Анны:
глас 2
Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.
Кондак святых праведных Богоотец Иоакима и Анны:
глас 2
Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную.
Кондак Зачатия праведной Анны:
глас 4
Празднует днесь вселенная/ Аннино зачатие,/ бывшее от Бога,/ ибо та породи// паче слова Слово Рождшую.
Комментарии (0)