Каждому истинно верующему православному христианину известно следующее: любой человек на Земле может стать святым еще при жизни. Для достижения этого состояния необходимо в точности соблюдать заповеди Господни, посты, приумножать собственные добродетели, помогать страждущим и проявлять смирение перед волей Божьей, что бы не произошло. Среди подвижников благочестия во все времена были как крестьяне, так и особы знатного рода, ведь перед Творцом все равны.
Сегодняшний рассказ пойдет о благоверном князе Данииле Московском, являвшемся не только родоначальником московских князей, но также и человеком, отмеченным самим Господом Богом. Памятная дата, ему посвященная, отмечается Церковью 17 марта.
Детство святого князя Даниила Московского.
Князь Даниил Московский появился на свет во второй половине XIII века, в 1261 году в городе Владимире. Он родился в семье великого князя Александра Невского и княгини Вассы, являвшейся дочерью князя Полоцкого Брячислава. Даниил был самым младшим ребенком и четвертым по счету сыном указанных лиц. Младенца назвали в честь святого Даниила Столпника.
В возрасте двух лет будущий князь и святой осиротел. Его отец, отправившись в орду к хану татарскому, скончался по пути домой. Это случилось 23 ноября 1262 года. Мать Даниила, праведная Васса, по всей видимости не смогла пережить потерю мужа, поскольку отошла ко Господу спустя короткое время после его погребения. Ее тело предали земле в соборе Владимирского Успенского монастыря, называемом также Княгининым. Так Даниил совсем еще ребенком остался без опеки и заботы родительской. Кроме того, он долгое время находился «между небом и землей» в вопросе получения своей доли наследства, так как братья, будучи гораздо старше, завладели имуществом и властью.
Впрочем, все это никак не повлияло на характер и личность Даниила. Напротив, будущий князь рос кротким, добрым, щедрым мальчиком. Он рано узнал Бога и возлюбил его всем своим сердцем, в связи с чем часто посещал храм. Там отрок раздавал нищим золотые монеты, взятые с собой, с упоением слушал песнопения и повторял слова молитв. Одновременно Даниил Московский обучался светским наукам и дисциплинам, таким как воинское искусство, грамота, премудрость управления подданными. Этого требовал его княжеский статус.
Лишь достигнув 10-ти лет, Даниил вступил во владение отданным ему при дележке братьями Московским княжеством. Удел этот был скромным и незавидным, однако юному князю город показался довольно милым, хотя и находящимся в запустении, что соответствовало действительности. Объяснялось такое состояние Москвы просто: сие княжество никогда не находилось под чьим бы то ни было непосредственным управлением. То есть князь являлся первооткрывателем в данной сфере.
Правление князя Даниила Московского.
Первое, что сделал новоиспеченный хозяин Московского княжества, - это построил в 1272 году Крутицкий монастырь, главным храмом которого являлся храм во имя апостолов Петра и Павла. После Даниил принялся за основание новой обители. Второй монастырь возвели в живописном месте, на берегу реки. Сначала, в 1282 году, здесь появилась деревянная церковь, освященная в честь святого Даниила Столпника. Но уже спустя короткое время вокруг храма образовалась первая московская монашеская обитель. Монастырь располагался в некотором удалении от города и в то же время – на ордынской, всегда оживленной дороге. Своим поступком князь Даниил Московский испросил у Бога благословения на свое управление владениями.
Возглавляя выделенное ему братьями княжество, будущий святой действовал вопреки духу того времени миролюбиво и проявляя во всех вопросах разумение с кротостью. Всюду и везде старался князь разбираться сам, без привлечения заместителей. Он затеял расширение и укрепление Кремля, для чего назначил рабочих. По Красной площади, бывшей тогда огромным рынком с торговыми рядами, Даниил всегда ходил без сопровождающих: беседовал с купцами, осматривал товары и пр. К подчиненным и обычному люду князь Московский относился со всей ответственностью и милосердием. Конфликтам он предпочитал путь переговоров. Этот подход князь использовал неоднократно в столкновениях со своими жадными братьями, причем весьма успешно.
В 1293 году брат Даниила князь Андрей натравил на Русь татар, управляемых Дюденем. Банда эта уничтожала все на своем пути. Она не пощадила Суздаль, Коломну, Муром, Можайск, Дмитров и в конце концов пришла в Москву. Грабителей оказалось так много, что сопротивление даже теоретически не могло принести победы воинам Даниила.
Что же сделал миролюбивый князь? Не желая оставлять свой народ – а он по законам того времени мог удалиться в какую-нибудь деревню и закрыть глаза таким образом на происходящее – будущий святой отдал неприятелю ключи от города и вместе с народом окунулся в кошмар наяву. Но даже такой беде не под силу было сломить крепкий дух князя: еще грабители не покинули княжества, а Даниил уже обратился к людям с ободряющими речами, раздал свое имущество пострадавшим. Неудивительно, что Москву восстановили всего за год.
В 1295 году Даниил организовал поход против коварного брата с целью наказать предателя за содеянное. Но и тут кротость и миролюбие князя не дали пролиться крови. Правители по инициативе Даниила Московского сели за стол переговоров. Последние окончились заключением мира, который скрепили подписи всех князей Руси.
Но спустя 5 лет благоверному хозяину Москвы пришлось-таки взяться за меч. Татары снова напали на страну, будучи приведенными князем Рязанским Константином. Этот человек мечтал захватить Московское княжество. Мудрый Даниил раньше, чем коварный замысел противника был осуществлен, выступил с войском в поход, быстро атаковал Коломну, а вслед за нею и Рязань. Татары потерпели поражение, зачинщик войны оказался в плену. Но в тюрьму Константина Даниил не бросил, а принял с почестями. В результате растрогал давешнего противника и заключил с ним мир.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» - гласит Евангелие. Миролюбие и нестяжание князя Даниила Московского является подтверждением этих мудрых слов. Его христианская добродетельность была такой искренней, что тронула даже старшего брата святого - великого князя Андрея. Тот добровольно отдал в 1296 году Даниилу свой титул и свой удел, сняв с себя полномочия управляющего.
Даниил Московский был женат. Его супругу звали Евдокией, она осчастливила мужа четырьмя сыновьями, младшим из которых являлся Иван Калита. Своих детей князь и княгиня воспитывали в благочестии, нестяжания и кротости.
В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. По примеру своего отца святого Александра Невского он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на братском монастырском кладбище.
Скончался благоверный князь 4 марта 1303 года, на 42 году от роду, быстро, без боли и страданий.
За день до своей кончины он будто почувствовал что-то, отправился в любимую обитель и принял великую схиму от настоятеля монастыря. Согласно оставленному Даниилом завещанию, князя погребли не как правителя, а как обычного монаха. Народ скорбел об умершем, поскольку любил его.
После кончины его преемниками великокняжеской власти и титула был не брат или племянник его, но сын Иоанн Даниилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году — в течение 300 лет. Царствующий благословенный Дом Романовых не совсем чужд роду Святого Даниила, имея роднёю супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну; так в благословенном роду Святого и блаженного Даниила сохраняется царственное достоинство более 600 лет.
Обретение мощей князя состоялось в 1652 году.
История мощей святого князя Даниила – одна из многих загадок, связанных с его именем. К началу Отечественной войны 1812 года мощи князя Даниила почивали в прекрасной серебряной раке. «Цивилизованные» французские солдаты устроили в монастыре скотобойню и, насколько успели, разграбили. В первую очередь, конечно, пропала серебряная рака. Но урон мог быть гораздо больше.
В начале XX века святые мощи князя были в прекрасной сохранности. Известный московский старец архимандрит Даниил (Сарычев, †2006), который в 20-е годы был послушником в Даниловом монастыре, рассказывал, что один из епископов, участвовавших в переоблачении мощей в 20-е годы, говорил ему, что князь Даниил лежит как живой – будто сейчас откроет глаза и встанет. Даже если епископ так сказал с некоторым преувеличением, можно все-таки сделать вывод, что, по крайней мере, глава и лик князя сохранились до того времени нетленными.
В годы советской власти начались мытарства не только братии и прихожан, но и святых мощей князя Даниила. Князь опять разделил судьбу всей Церкви и своего монастыря. Власти постепенно забирали у монастыря храм за храмом, и даниловские монахи крестным ходом переносили из отобранного храма свою главную святыню – мощи князя. И опять же – это одно из чудес святого князя: власти не отобрали мощи вплоть до 1932 года, хотя большинство святых мощей Русской Церкви были в 20-е годы у верующих отобраны. Над мощами святых устраивали публичные надругательства, помещали их открытыми для всеобщего праздного «обозрения трудящихся» в музеи – как, например, было с нетленными мощами святителя Иоасафа Белгородского. Правда, мощи святителя оказывали на людей далеко не «антирелигиозное» воздействие, и поэтому их быстро убрали.
Мощи князя Даниила власти тронуть не решились. Хотя в одном из следственных дел 1933 года по даниловской братии говорилось, что к мощам «бывшего князя Даниила», постоянно устраивались паломничества, приезжали даже из других городов. Так или иначе, но в 1932 году мощи князя Даниила бесследно исчезли. Причем, по воспоминаниям того же архимандрита Даниила (Сарычева), их увезли ночью. Власти по ночам из храмов мощи не увозили – они не стеснялись делать это и днем. Так что, судя по всему, святые мощи спрятали сами даниловские монахи, чтобы сохранить их.
И с тех пор даже след мощей князя Даниила утерян. В одной из книг о Церкви в послевоенное время промелькнули воспоминания, что, мол, власти предлагали Патриарху Алексию I (Симанскому) отдать на выбор одни из хранящихся в Кремле мощей – или князя Даниила, или святителя Алексия Московского. И что, мол, патриарх Алексий выбрал мощи своего небесного покровителя – святителя Алексия, которые с того времени находятся в московском Елоховском соборе. Но больше подтверждений этой информации нигде не было. Если бы это действительно было так, и мощи князя были где-то в «запасниках», то их в наше время, скорее всего, уже отдали бы, как все отобранные в свое время мощи, в том числе преподобного Серафима Саровского, Александра Свирского и многих других святых. Правда, напомним, что, например, мощи преподобного Серафима были утеряны в музее атеизма в Санкт-Петербурге и «случайно» найдены. Может, такое же «случайное» обретение ждет и мощи князя Даниила.
Дожившие до 90-х годов прихожане Данилова монастыря передавали нам разные слухи о возможном местонахождении святых мощей князя. Михаил Макаров вспоминал, как тогда говорили, что мощи закопаны где-то под мостом. Схимонахиня Даниила (Мачкина) утверждала, что мощи были каким-то образом переправлены в Канаду, и недоумевала, почему их не возвращают. Были версии, что мощи князя могли тайно ночью захоронить на ближайшем Даниловском кладбище, в могилу кого-либо из похороненных там в то время даниловских монахов. Всё это версии, но мощи князя Даниила пока не возвращаются.
В Даниловом монастыре твердо верят, что надо молиться, и князь Даниил, вернувший в свое время после 250 лет запустения свой монастырь на его исконное место и сам указавший людям забытую ими могилу, где он был похоронен, найдет способ и сейчас указать нам, где почивают его святые мощи. Только произойдет это тогда, когда на это будет Божья воля, когда сам князь посчитает это необходимым и когда мы будем этого достойны. Может, князь вернется к нам своими святыми мощами в самое тяжелое для нас время, когда он будет нам наиболее необходим и мы будем особо просить его об этом. Может, то, что он до сих пор не вернулся, и указывает как раз, что мы недостаточно много просим его об этом и недостаточно чтим память первого московского князя.
По крайней мере, сейчас в монастырь вернулись несколько частиц мощей князя Даниила. Одна частица – из Америки. История возвращения этих частиц очень интересна.
Возвращение частиц мощей князя Даниила в обитель.
История возвращения частиц мощей князя Даниила связана с именем академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В 30-е годы Дмитрий Сергеевич отбывал ссылку на Соловках вместе с будущим известным лингвистом профессором Игорем Евгеньевичем Аничковым. С 1933-го по 1938 год Аничков отбывал еще одну ссылку – в Сыктывкаре. Во время этих ссылок некий архиерей, имени которого Аничков не назвал, передал ему на сохранение небольшой ковчежец, похожий на школьный пенал, с частицей мощей святого князя Даниила. Вполне может быть, что это был настоятель Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский), который тоже был в ссылке в Сыктывкаре с 1934 года. Аничков хранил эту святыню всю свою жизнь, а незадолго до своей кончины в 1978 году передал ковчежец с мощами Дмитрию Сергеевичу Лихачеву с наказом сохранить и в благоприятное время передать Церкви. Для большей сохранности Дмитрий Сергеевич передал мощи протоиерею Иоанну Мейендорфу, который увез их в США и обещал вернуть Русской Православной Церкви, когда ее положение упрочится. В 1995 году отец Иоанн исполнил свое обещание. Частицы мощей князя вернулись в Россию, в Данилов монастырь. 17 марта 1995 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в Данилов монастырь частицы мощей его святого основателя.
Возвращенные частицы мощей были помещены в большую раку, установленную на месте, которое она занимала до революции, – в храме Святых отцов семи Вселенских соборов.
Еще одна частица мощей, которую называют «Голубок» за очень большое сходство по форме с летящим голубком, вернулась в монастырь через единственного дожившего до возрождения монастыря монаха Даниловой обители 20-х годов – схимонаха Михаила (Карелина; 1911–2003). Отец Михаил пришел в Данилов совсем еще юным, был келейником у одного из даниловских старцев архимандрита Симеона (Холмогорова).
После окончательного закрытия монастыря в 1930 году и изгнания братии из Данилова они жили во Владимире, потом в городе Киржач Владимирской области. Там все они были арестованы в декабре 1936 года и в сентябре 1937 года расстреляны. Отец Михаил был приговорен к пяти годам лагеря. Отбывал срок на Колыме, потом там же был в ссылке. В Москву вернулся в 1959 году. В 90-е годы отец Михаил вновь стал насельником возрожденной обители.
Частицы мощей князя Даниила ему передали для возвращения в монастырь две тайные монахини, духовные чада еще одного известного даниловского духовника – архимандрита Серафима (Климкова; 1896–1970). В 30-е годы даниловские монахи раздавали частицы мощей князя Даниила верным чадам, чтобы была возможность их сохранить.
Благословиться у князя.
Данилов монастырь был к началу XX века небольшим, но очень любимым москвичами. В Москве был распространен обычай – благословиться у князя. Об этом обычае рассказал в своей книге «Сокровенная память души» прихожанин Данилова монастыря с 1914 года, когда он мальчиком ходил в даниловскую воскресную школу, и до окончательного закрытия монастыря в 1930 году – Михаил Иванович Макаров, доживший до возрождения обители и до XXI века (он почил в 2003 году в возрасте 96 лет):
«В то время, когда я учился в монастырской приходской школе, среди пожилых жителей Даниловской слободки был обычай: начиная большое важное дело, идти в монастырь “благословиться у князя”. Благословлявшийся приходил в храм Вселенских соборов, брал свечу по своему достатку, ставил ее у мощей князя, припадал на колени, усердно прося помощи в предстоящем деле, прикладывался к мощам и уходил, уверенный в успехе.
Как-то раз я спросил у одного старика – жителя слободки:
– Давно ли люди ходят “благословляться у князя”?
– Не знаю, касатик, – ответил мне старик, – мой дед говорил, что его прадед, когда захотел построить новую избу, а ставить-то, почитай, было некому – он да его безусый малец внук, – пошел “благословиться у князя”. Веришь ли: вдруг приехали из Коломенского двое его зятьев. Спрашивают: “Может, что помочь надо?” Прапрапрадед – так он, верно, мне доводится, – отвечает: “Вы-то поможете, а кто же вам в деревне поможет: ведь сейчас лето?”. “Ничего, – говорят, – бабы там с садами да огородами управятся”. И помогли зятья, да так споро, что прапрапрадед диву дался.
Старик немного помолчал, а потом добавил:
– Без благословения князя, голубок, нашим слободчанам пользы в большом деле не будет.
Кто знает, быть может этот обычай, как и неофициальное название “Даниловская слободка”, передававшиеся из поколения в поколение с давних пор, уходят своими корнями ко временам милостливого, добросердечного, особенного князя, дававшего здесь и в новом граде Московском приют всем, приходившим сюда от татарского насилия и от невзгод и бед княжеских междоусобий. А здесь была любовь, благодать и мир. И святой князь всех благословлял, всем помогал и обо всех молился».
Сейчас монастырь является одним из крупнейших духовных центров России. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси. На территории обители располагается резиденция Его Святейшества Патриарха Кирилла.
Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о благостоянии града Москвы и о всей России, а также о благополучии в собственном доме, о благословении жилища, об улучшении жилищных условий.
Святой князь и в наше время помогает всем, с верою и надеждой просящих его святых молитв. Из уст в уста переходили и сейчас переходят рассказы о чудесной помощи милостивого князя. А иначе, если бы князь не помогал, никто бы и не просил о помощи. Как говорится, к высохшему источнику за водой не ходят.
Молитва святому князю Даниилу.
О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих.
Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Комментарии (0)