15 ноября (по старому стилю: 2 ноября).
В этот день православные люди отмечают память святых Акиндина, Пигасия и с ними 7 тысяч мучеников, пострадавших за христианство в 4 веке.
В этот день на Руси говорили: «Акиндин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит». В этой поговорке отражаются два значимых для народа явления. Во-первых, убывал световой день, следовательно, все работы, какие возможно, нужно было переносить в дом и выполнять их при свете лучины или свечи.
Кроме того, с этого времени в овинах активно сушили зерно, разводя под ним огонь. На этом огне крестьянские дети любили печь картошку и рассказывать разные истории про духов, обитающих в деревенских постройках, — овинника, гуменника, рижника.
Наши предки верили, что овны и риги населены домовыми, которые никогда не показываются людям в своем настоящем виде, а предстают лишь в обличье человека. Овинник не считался злым духом. По крайней мере, топить овин и сушить зерно он никому не мешал. Нужно было лишь предварительно попросить у него разрешения на эту работу. Впрочем, если кто-нибудь обижал овинника, он мог в гневе спалить весь урожай, перекинув огонь на снопы.
Кроме того, на Акиндина крестьянки обминали коноплю и лен, готовили их либо к продаже, либо к прядению.
Святые мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист были придворными царя Персии Сапора II. Все эти три сановника в тайне исповедовали христианскую веру. Когда начались гонения на Церковь, то святых схватили и привели на царский суд, где они исповедали себя христианами. Тогда царь отдал приказ бить их плетьми. Через какое-то время палачи устали мучить своих жертв, которые во всё время избиения не издали ни звука. Внезапно царь потерял сознание. Многие в тот момент посчитали, что он умер, но мученики взмолились Господу Богу, и правитель очнулся. Но не только не проявил благодарности, а наоборот обвинил своих бывших придворных колдунами и стал оскорблять имя Господа. Тогда святые воскликнули: «Да будут безгласны уста твои!», и Сапор онемел. В ярости он стал бесноваться и рвать на себе одежду и волосы. Святой Акиндин, видя это безумие, пожалел царя и именем Господа Иисуса Христа вернул ему дар речи. Но царь вновь стал мучить своих спасителей. Он попытался их сжечь, но костёр погас. Видя все эти чудеса, многие придворные и палачи захотели стать христианами. Даже мать царя уверовала…
Видя, что число верующих растёт, правитель объявил всем, что мученикам отрубят головы, а тела отдадут верующим. Когда Акиндина, Пигасия и Анемподиста вели к месту казни, то за ними шли многие люди и во весь голос славили Господа. Разозлённый царь приказал убить всех христиан. В этот день было убито 7 тысяч человек... На следующий день язычники сожгли Акиндина, Пигасия и Анемподиста, а также мать самого царя, не пожелавшую отрекаться от Христа, в которого уверовала совсем недавно. Ночью христиане пришли к месту казни своих братьев и нашли их тела совершенно неопалёнными. Они прославили Бога и достойно похоронили святых мучеников Христовых.
Традиции и обряды на Акиндин и Пигасий:
В народе бытовало поверье, что 15 ноября Акиндин и Пегасий обследуют, пригодны ли амбары и клети для сохранения зерна. После чего недобросовестных хозяев поучают, или же наказывают, а старательным, напротив, подсказывают, как сберечь урожай и лучше им управлять.
Крестьяне считали, что в амбарах живет дух Овинник, у которого просили разрешения на сушку зерна с помощью огня, так как оно начинало преть.
К тому же, шел на убыль день, поэтому все работы проводились в избах при свечах или лучинах, что тоже могло стать причиной пожара. Одним словом, люди верили, что лучше не доводить Овинника до свирепствования.
День 15 ноября был началом молотьбы: повсюду слышны были перестуки мялиц и цепей. Мужики обмолачивали зерно, женщины же мяли лен, коноплю – готовили их к прядению.
Существовала
На Житницы проводили обряды на огонь и оберег урожая. Разрешалось это делать только хозяину дома. Женщинам не доверяли в этом вопросе.
Заговор от пожара на пламя свечи:
Поставить напротив окна стол, на котором поместить три церковные свечи в виде треугольника, а затем сказать на них такие слова заговора:
«Ваш огонь пылает, дом освещает, уют создает, добро несет. Так пусть же он только дарит тепло и светло, от пожаров чтобы мое жилище уберегло. Ты, пламя, не разгорайся, спокойным оставайся. Трижды заклинаю, Господа благословляю».
Дать свечам догореть и прочитать «Отче наш» три раза.
Обряд на защиту от мышей и крыс:
Чтобы мыши и крысы не навредили урожаю, надо взять девять зерен и наговорить на них такие слова:
«Зернышко к зернышку, вы друг друга оберегайте, от грызунов защищайте. Я вас освящу и к братьям золотым пущу. Встаньте грызунам поперек горла, чтобы не ели вас, зерна».
Затем сбрызнуть святой водой, перелитой девять раз из одной посуды в другую, после кинуть их к другому зерну.
Приметы на 15 ноября в Житницу, Акиндинов день:
✦ Много снега 15 ноября по приметам сулит весеннее полноводье.
✦ Грязь стоит в этот день – до начала зимы будет тепло.
✦ Снегири кричат в Житницу – примета к лютому морозу.
✦ Снегопад предсказывают галки и синицы, летающие по двору 15 ноября.
✦ Небо в тучах – к теплу.
✦ Облака 15 ноября против ветра перемещаются – примета к снегопаду.
✦ Если в Акиндинов день попросить прощения у тех, кого обидел, то очень скоро жизнь наладится.
✦ Одежда, купленная 15 ноября, по приметам считается счастливой.
✦ У незамужней девушки сильно сердце застучало, – значит, рядом суженый прошел.
✦ Родившиеся в этот день живут очень долго. Никогда не будут нуждаться в деньгах. Излишне эмоциональны и вспыльчивы. Они отличаются тем, что поздно ложатся спать. Носить им следует гранат.
Именины 15 ноября: Доминика, Константин.
Комментарии (0)