15 ноября (по старому стилю: 2 ноября).
В этот день православные люди отмечают память святых Акиндина, Пигасия и с ними 7 тысяч мучеников, пострадавших за христианство в 4 веке.
В этот день на Руси говорили: «Акиндин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит». В этой поговорке отражаются два значимых для народа явления. Во-первых, убывал световой день, следовательно, все работы, какие возможно, нужно было переносить в дом и выполнять их при свете лучины или свечи.
Кроме того, с этого времени в овинах активно сушили зерно, разводя под ним огонь. На этом огне крестьянские дети любили печь картошку и рассказывать разные истории про духов, обитающих в деревенских постройках, — овинника, гуменника, рижника.
Наши предки верили, что овны и риги населены домовыми, которые никогда не показываются людям в своем настоящем виде, а предстают лишь в обличье человека. Овинник не считался злым духом. По крайней мере, топить овин и сушить зерно он никому не мешал. Нужно было лишь предварительно попросить у него разрешения на эту работу. Впрочем, если кто-нибудь обижал овинника, он мог в гневе спалить весь урожай, перекинув огонь на снопы.
Кроме того, на Акиндина крестьянки обминали коноплю и лен, готовили их либо к продаже, либо к прядению.
Святые мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист были придворными царя Персии Сапора II. Все эти три сановника в тайне исповедовали христианскую веру. Когда начались гонения на Церковь, то святых схватили и привели на царский суд, где они исповедали себя христианами. Тогда царь отдал приказ бить их плетьми. Через какое-то время палачи устали мучить своих жертв, которые во всё время избиения не издали ни звука. Внезапно царь потерял сознание. Многие в тот момент посчитали, что он умер, но мученики взмолились Господу Богу, и правитель очнулся. Но не только не проявил благодарности, а наоборот обвинил своих бывших придворных колдунами и стал оскорблять имя Господа. Тогда святые воскликнули: «Да будут безгласны уста твои!», и Сапор онемел. В ярости он стал бесноваться и рвать на себе одежду и волосы. Святой Акиндин, видя это безумие, пожалел царя и именем Господа Иисуса Христа вернул ему дар речи. Но царь вновь стал мучить своих спасителей. Он попытался их сжечь, но костёр погас. Видя все эти чудеса, многие придворные и палачи захотели стать христианами. Даже мать царя уверовала…
Видя, что число верующих растёт, правитель объявил всем, что мученикам отрубят головы, а тела отдадут верующим. Когда Акиндина, Пигасия и Анемподиста вели к месту казни, то за ними шли многие люди и во весь голос славили Господа. Разозлённый царь приказал убить всех христиан. В этот день было убито 7 тысяч человек... На следующий день язычники сожгли Акиндина, Пигасия и Анемподиста, а также мать самого царя, не пожелавшую отрекаться от Христа, в которого уверовала совсем недавно. Ночью христиане пришли к месту казни своих братьев и нашли их тела совершенно неопалёнными. Они прославили Бога и достойно похоронили святых мучеников Христовых.
Традиции и обряды на Акиндин и Пигасий:
Главные традиции:
- гадание на судьбу, загадывание желаний;
- молотьба зерна;
- развешивание на зерно оберегов от огня.
— По народному поверью, в этот день Акиндин и Пигасий осматривали житницы. Нерадивых хозяев наставляли или даже строго наказывали, а радивым с радостью помогали. Как лучше управиться с собранным урожаем, как надежнее его сохранить – эти вопросы для наших предков главным образом были связаны с тем, в каком состоянии находятся амбары, клети, приготовлены ли они, годны ли для хранения зерна.
— На Руси житницы выносились за пределы двора, они стояли в поле, срубленные так же надежно, как и избы. Внутри житниц – пол и потолок, а вдоль стен отгороженные закрома, сусеки, засеки. В некоторым местах России и поныне можно увидеть заброшенные полуразвалившиеся амбары, которые, как будто старые седые путники, что крепкой дружиной стояли прежде возле крестьянских дворов, собираясь в путь, поднимаются, кряхтя, с земли.
— С Акундинова дня по всей Руси постоянно слышался перестук мялиц и цепов, повсеместно шла молотьба. Мужчины обмолачивали зерновые, а женщины мяли коноплю и лен, подготавливая их к последующему прядению. С этого дня особенно почитались обряды оберега зерна в закромах, потому как зерно могло подвергнуться неблагоприятным воздействиям влажности и набегам мышей.
— Почитались также и обережные обряды на свет. Про этот день наши предки говаривали: «Акундин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит». В этой поговорке отражались два значимых для народа явления. Во-первых, убывал световой день, следовательно, все работы, какие возможно, нужно было переносить в дом и выполнять их при свете лучины или свечи. Кроме того, с этого времени в овинах активно начинали сушить зерно, разводя под ним огонь. На этом огне крестьянские дети любили печь картошку и рассказывать разные истории про духов, обитающих в деревенских постройках, — овинника, гуменника, рижника.
— В народе верили, что овны и риги населены домовыми, которые никогда не показываются людям в своем настоящем виде, а предстают лишь в обличье человека. Овинник не считался злым духом. По крайней мере, топить овин и сушить зерно он никому не мешал. Нужно было лишь предварительно попросить у него разрешения на эту работу. Впрочем, если кто-нибудь обижал овинника, он мог в гневе спалить весь урожай, перекинув огонь на снопы.
Приметы и поговорки на Акиндин и Пигасий:
-Если по небу плывут редкие облака или небо вовсе чистое, то вскоре наступят холода.
-Если на Акиндина и Пигасия дороги развезло, то морозы придут только в декабре. Если синица жмется к избе, то скоро наступит зима.
-Если синицы начинают чаще обычного вылетать из гнезда и клевать кору деревьев, то погода вскоре поменяется в худшую сторону.
-Если галки стаями подлетают к дому, то скоро пойдет снегопад.
-Этот день хорош для покупки вещей и одежды.
-Вороны кричат в сторону юга — к теплу.
-Атмосферное давление понижается — к облачной погоде, с осадками.
-Вечернее небо затуманилось — к ветру.
-Шишек кедровых урожай бедный — к слабой зиме.
-Родившиеся 15 ноября обычно доживают до старости. Они отличаются тем, что поздно ложатся спать. Носить им следует гранат.
Именины 15 ноября: Доминика, Константин.
Комментарии (0)