14 марта (1 марта ст.ст.). Евдокия-Весновка, Авдотья - Плющиха, Свистунья, Подмочи порог, Замочи подол; день памяти святой преподобной мученицы Евдокии.
В древности, когда церковный и гражданский Новый год отмечался еще в марте, день преподобной Евдокии, приходившийся по старому стилю на 1 марта, и был собственно днем Нового года; да и позднее он оставался для земледельцев отправной точкой сельскохозяйственного календаря .
Поэтому день св. Евдокии и в XIX-XX вв. считался во многих местах довольно значимым праздником, причем его старались встретить так же, как и Новый год - радостно, весело, с богатым застольем, чтобы весь год прошел удачно и беспечально.
Все названия дня св. Евдокии были связаны с переменами, происходящими в это время в природе: от теплой погоды и яркого солнца снег в эту пору начинает подтаивать и оседать, как бы сплющиватся, а при утреннем морозе сжимается, отчего на поверхности ледяной корки появляются "плюшки" - черты, разделяющие всю снеговую массу на части (отсюда "Ев-докия-плющиха" - "Авдотья-плющиха снег плющит"); начинают дуть и свистеть весенние ветры и вихри ("Авдотья-свистунья" - ср. пословицу "С Евдокей ветры и вихри веют") и чувствуется приближение весны ("Евдокия-весновка, весенница", "Евдокея весну снаряжает"), хотя и в эту пору случаются еще морозы (отсюда и присловья: "март морозом на нос садится, да и на Евдокею мороз прилучится", "Евдокея встоячь собаку снегом заносит" и т.п.).
В некоторых местах день Евдокии именовали еще "Евдокия - замочи подол" или "Евдокия-капельница" - из-за того, что около этого времени начинает таять снег, появляется капель и лужи, пробиваются из-подо льда ручьи и родники (по этой причине в некоторых местах говорили, что "на Евдокию все подземные ключи закипают").
Кстати, эта живительная весенняя вода, образующаяся из растопленного солнцем снега, в народе почти приравнивалась к святой: во многих русских деревнях некогда считалось, что "с Евдокеи" снег приобретает особую, целительную силу, поэтому старухи-знахарки собирали его по пригоркам, на которых от весеннего солнышка образовывались проталины, и потом сохраняли в течение целого года, в тщательно оберегаемых "ото всякого лихого глаза" сосудах, используя полученную из него воду против самых разных недугов.
Согласно русским и белорусским поверьям, святая Евдокия заведует у Бога весной: она распоряжается всеми ветрами, у нее хранятся ключи от весенних вод, и в ее власти рано или с задержкой пустить воду, а то и наслать неожиданные морозы.
Поэтому в древности, опасаясь гнева святой, крестьяне в день ее памяти строго соблюдали запрет на всяческую работу (хотя со временем, когда праздник стал считаться уже не слишком важным, эти запреты бы-ли сняты).
Принято было также на Евдокию "закликать", "гукать" весну, приглашать ее пес-нями-весновками. Для этой цели сельская молодежь сходилась на возвышенные места, пригорки за околицей, а детишки влезали на амбары и сараи, и все дружно "кликали": "Весна-красна! Что ты нам принесла? Теплое солнышко: Весна-красна! Что ты нам принесешь? Красное летечко:" и т.п.
В это же время в некоторых местах начинали разжигать ритуальные костры, "греть весну"; а в Болгарии и Македонии дети (а в некоторых местах и взрослые) собирались в группы (колядники, "летничари") и совершали ритуальные обходы домов, поздравляя односельчан с наступлением весны.
Так как по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т.е. "открывала весну", с ее днем издавна и повсеместно было связано немало различных обрядов и поверий, в первую очередь - сельскохозяйственных примет.
Например, на Руси об этом дне говорили:
"Какова Евдокия, таково и лето",
"На Плющиху погоже - и все лето пригоже",
"Авдотья красна, и весна красна", "Отколь ветер на Плющиху подует, оттоль придет и весна",
"С какой стороны на Авдотью ветер дует, с той будут ветры весной и летом",
"Коли на Евдокию ясно - год прекрасный, если пасмурно - год плохой",
"Коли Евдокея с дождем - быть лету мокрому", "Ясная погода на Евдокию - к хорошему урожаю пшеницы, ржи и трав",
"Если на Евдокию дождь - будет большой урожай жита, а коли случится мороз - гречиха померзнет при цветении; будет вьюга - ожидай холодного и неурожайного года",
"Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает - либо снег, либо дождь. Евдокея умоется - и нас обмоет.
На Евдокеи снег - будет урожай, теплый ветер - мокрое лето, ветер с полуночи - холодное лето",
"День Евдокии красный - на огурцы и грузди урожай",
"Коли курочка на Евдокию напьется (снеговой талой воды) - то и овечка на Егорья (травы) наестся",
"Коли на Евдокеи вода - у Егорья теплого трава",
"Коли на Евдокеи вол (или курица) из-под стрехи напьется - ожидай теплую весну, теплый год, хороший сенокос",
"Если грач прилетел до Евдокии - быть лету мокрому, а снег рано сойдет",
"Если на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели", и т.п.
Украинцы считали, что если на Евдокию сурок вылезет из норы, свистнет два раза и снова спрячется, то еще две недели будут стоять холода, а если свистнет три раза - весна наступит уже через неделю.
Сербы полагали, что если на св. Евдокию будет облачно - год будет уро-жайный; а болгары верили, что коли в этот день ударит первый гром, то будет богатый урожай и удачный год, но в селе умрет много старух.
Во многих местах приметы сочетались с различными гаданиями и обрядами, долженствующими обеспечить урожай, хорошую погоду и пр.
Так, например, в некоторых русских деревнях для того, чтобы весна была теплая, в день Евдокии приносили из лесу сучьев и жарко топили избы; а для того, чтобы узнать, хорошо ли уродится лен, на Плющиху с кровли скидывали снег и вечером примечали, долгие ли сосульки образуются на крышах.
Болгары заслышав на Евдокию гром, били камнем и вальком по амбару, бочкам, корзинам с пожеланиями:
"Наполни, Господи",
"Пусть уродится жито и виноград" и т.п.;
Иногда били также и по маслобойкам, дабы показать Богу, что они пусты.
У белорусов на Евдокию начинали высаживать капустную рассаду, но лишь в небольших количествах, так как, по поверью, в этот день "Евдокия замерзла".
В Полесье запоминали день недели, на который пришлась Евдокия, и в этот день не сеяли.
На Украине (ровен. обл.) "на Удокей" освящали в церкви воду и лили ее в колодцы, чтобы вода была хорошая; а у русских деревенские бабы заказывали в церкви молебны перед иконой Евдокии, почитая ее покровительницей овец .
Вообще, представления о дне св. Евдокии как о переломном времени года выражались не только в народных приметах об урожае и пр., но и в многочисленных очистительных ритуалах, существовавших преимущественно у южных славян.
Так, например, сербы в этот день символически изгоняли из сада и со двора змей и ящериц, а также клали на ворота и окна в качестве отвращающих беду символов рога и копыта.
В Черногории окуривали дымом навоза дом, чтобы охранить его от змей и насекомых, а также прогоняли скот между двумя кострами, зажженными от "живого" (полученного трением или иным старинным способом) огня кострами или просто свечами; кое-где также украшали молодыми ветками двери и окна, а в Македонии такие же ветки прикрепляли к изголовью постелей.
В Болгарии женщины на Евдокию заметали двор и двор, а мусор сжигали и прыгали через костер для защиты от змей и чтобы выгнать из дома блох (для этого, прыгая через огонь, приговаривали: "Вон, блохи, входи, Марта!"); с той же целью дети перед восходом солнца трижды обегали дом, стуча в жестянки и приговаривая: "Убегайте, змеи и ящерицы, баба Марта идет!".
Наряду с вредными насекомами и гадами, подобными способами нередко старались изгнать или обезвредить также и нечистых духов, в первую очередь - вештиц , особенно опасных в это время .
Например, у племени кучи (южная Черногория) "главни окуп (сбор) вjештиц" приходился на 1 марта, по случаю чего в этот день дети в загонах и дворах жгли костры из мусора, полагая, что таким образом "гори вjештица". Вообще, по всей Черногории в этот день жгли мусор, полагая, что таким образом сжигают блох ведьм.
В юго-восточной Сербии 1 марта также жгли ритуальные костры, называемые "кр?авештица", и перепрыгивали через них, держа на руках маленьких детей, еще не способных сделать это самостоятельно; такой обряд защищал от ведьм, а также болезней и всякой скверны.
Фактически, в разных местах существовало немало вариантов подобных обрядов: змей и ящериц, вредных насекомых, мышей и волков, а также ведьм и вообще всякую "нечисть" при помощи очистительных костров, ритуального шума (битья в металлические предметы, выстрелов, щелканья кнутами и пр.), колокольного звона, отпугивающих заговоров и пр. старались выставить за пределы сферы человеческого обитания, отсылая их в соседнее село, в лес или реку, "в штаны к цыгану", к собакам и кошкам и пр.
При этом ритуальные перво-мартовские костры должны были также "развеселить (или "сжечь", "подкурить") Бабу Марту": например, в Банате болгары во время прыжков через огонь говорили: "Баба Марта, я тебя грею сегодня, а ты меня завтра"; а когда прыжки заканчивались, все кричали: "Дед Алия, выпьем теплой ракии!" .
В юго-вост. Родопах на Евдокию все жители села окуривали друг друга: мужчин - "чтобы раскрылась ширинка", а женщин - "чтобы задрали юбки"; при этом в доме в этот день огонь разжигать запрещалось, т.к. считалось, что иначе посевы побьет град и в поле заведется головня.
Судя по некоторым поверьям, баба Марта в народе считалась не вполне благожелательным существом; поэтому 1 марта ее старались определенным образом умилостивить, ублажить.
Например, в восточной Болгарии женщины, пытаясь расположить к себе бабу Марту, выносили для нее красные пояса или косынки и бросали их на забор или на деревья, чтобы "встретить бабулю красным", "чтобы баба Марта рассмеялась" ; при этом строго воспрещалось в этот день выносить на улицу белое белье и белую одежду.
Кроме того, болгарским старухам запрещалось выходить с утра на улицу, так как считалось, что баба Марта, чтобы подобреть, должна первой встретить девушку.
В Сербии старухи праздновали 1 марта, чтобы быть здоровыми весь год; а в Родопах этот праздник соблюдался всеми для защиты от болезней, особенно тех, что связывались с глазами: так, в некоторых местах на Евдокию все домочадцы старались встать пораньше, еще затемно, "чтобы Марта не написала в глаза", так как считалось, что баба Марта "приносит сонливость" и "оставляет отметки на глазах и на лбу" .
В Софийском окр. 1 марта глаза протирали "мартиным цветком", заклиная: "Пусть у Марты глаза болят, а у меня не болят".
Для защиты от различных болезней, а также от града, неурожая и прочих несчастий на св. Евдокию практически повсеместно соблюдали определенные запреты на работу и пр.
Так, в Сербии запрещалось 1 марта одалживать что-либо из дома или стирать белье, так как считалось, что это может вызвать град.
У восточных славян женщинам, особенно беременным и матерям семейства, на Евдокию запрещалось прясть и ткать, разрешалось только сучить нити и резать овечьими ножницами; запрещалось также оставлять недопряденную мычку, так как считалось, что иначе придет "Годюшка" (воплощение праздника) и будет ночью прясть .
В Черногории 1 марта принято было прятать в доме все иглы, так как считалось, что ими вештицы могут вынуть человеку сердце.
Старинные обряды и ритуалы на Авдотью Весновку.
Обряд на очищение дома:
Во время Великого поста все замирает, а к Пасхе, к началу земледельческого сезона, обновляется, возрождается с новой силой. В момент перехода от безвременья к активной жизни в пространство, окружающее человека, проникают посланцы из потустороннего мира: сущности, нечисть.
От них то и чистили свои жилища предки, чтобы устранить причину несчастий и заручиться поддержкой высших сил.
Особую магию приписывали талой воде. Чистый снег собирали в заранее присмотренных местах, рано утром, до восхода солнца. Приносили в ведре в дом, ставили на печь. Кропили талой водой стены, потолок, пол, мебель и даже иконы.
Перед очистительным ритуалом непременно уборку проводили, избавляясь от сора и грязи, накопившейся за долгую зиму.
Злых духов не только водой, но и дымом изгоняли. Для этого срезали ветки можжевельника. Или искали в лесу старый муравейник, собирали на нем сухие щепочки, прошлогодние листья, сосновые иголки. Окуривали «волшебным» дымком и постройки, и домашних.
На Авдотью хозяйки печь старались пораньше затопить, чтоб дым прогнал из деревни чертей. Тогда точно год легким будет.
Любовный ритуал:
На Евдокию Плющиху девушки «заряжались» красотой и очарованием. Умывали лицо талой водой: от нее кожа белеет, веснушки пропадают, щеки алым цветом горят. И на реку спозаранку украдкой бегали, группами и в одиночку. Верили, от студеной «живой» воды еще краше станут.
Любовные чары специальными заговорами укрепляли. Чтобы приворожить понравившегося парня, жениха приманить, поднималась девушка на крутой берег и «пускала по ветру» колдовские слова:
«Как весна-красна людям мила, так и я рабу божьему (имя), чтоб любима была».
На Авдотью Весновку ветра сильно дуют, «свищут». Не зря ее люди Свистуньей кличут.
Обряды на материальное благополучие:
В этот день разбивали треснувшие горшки, осколки в доме не держали, сразу выбрасывали. Меняли пришедшую в негодность кухонную утварь.
А одежу, кадушку для опары, и веник к празднику наряжали красной тканью и лентами, чтоб и хлеб, и деньги в семействе водились.
Взаймы 14 марта ничего давать нельзя, ни соль, ни нитку, ни сковородку. Иначе отвернется удача, а хозяйство в упадок придет.
Ритуал на беременность:
На Евдокию Плющиху чествовали беременных и будущих матерей. Им подносили подарки, надеясь, что женская плодовитость передастся земле-матушке. И родит она богатый урожай хлеба.
А тем, кто забеременеть по каким-то причинам не мог, полагалось 14 марта «показать себя» солнышку. Шли женщины на пригорок, зарю встречать. С собой брали крапивную настойку, три березовых лучинки, угольки и венок из полевых цветов, который с прошлого лета для такого случая хранили. Венок клали на землю, в центр палочки-лучинки втыкали, а угли внутри венка, рядом с сухими стеблями сыпали.
Чарку с настойкой женщина проносила между лучинами. А потом бросалась оземь на землю, каталась в снегу до изнеможения. После выпивала напоенную весенней негой настойку и спешила домой, к мужу. Говорят, дети через девять месяцев появлялись на свет крепкие и красивые, как святая Евдокия.
Комментарии (0)