Архитектурные памятники каменного зодчества древней Руси являются не только немыми свидетелями истории страны, но так же возможными порталами. Словно сквозь игольное ушко через них льется река времени и жизни. Ярким примером тому являются Золотые врата города Владимира да и всего Золотого кольца России
- Летим в глубь веков
Когда-то в X веке суздальские земли были лишь далекой восточной пограничной провинцией Киевской Руси, завоеванные армиями великого киевского князя - крестителя Руси Владмира I Святославовича из рода Рюриковичей (956-1015). Но по настоящему озаботился этими землями великий князь киевский Владимир II Всеволодович (Мономах) из рода Рюриковичей (1053-1125). На это была тревожная для правителя Киева причина. Набеги со стороны мусульманской поволжской Булгарии все более учащались и территории могли попасть под влияние этого растущего государства на Волге. В 1108 году Владимир Мономах возводит на пути булгарских всадников пограничную крепость, которая станет основой будущего современного города. Позже в 1120 году для охраны этой границы Мономах командирует туда своего сына Юрия Владимировича (прозванного позже именем Долгорукий) (1090-1157). Но ему, привыкшему жить в киевской роскоши было скучно в его княжеском городе Суздале. Однако он подчинился воле своего отца Владимира Мономаха и в 1125 году Юрий Долгорукий переносит столицу своих княжеских владений из Ростова в Суздаль. В селе Кидекша близ Суздале строится его загородная резиденция.
- Когда Долгорукому достался в удел Суздаль, князь с горечью сказал: «Неужели мне нет и удела в Русской земле?»
Наследник и старший сын Долгорукого - Андрей Юрьевич (Боголюбский) в 1157 году решает перенести княжеские палаты в крепость во Владимире. На это были трагические причины. В Киеве 15 мая 1157 года при странных обстоятельствах умирает его отец, претендовавший на киевское княжество после своего отца. Подозревался заговор черниговских бояр и покушение на отравление. С тех пор Андрей Юрьевич осознает, что в Киев ему не вернуться и он начинает строить свое государство с центром во Владимире - на земле, унаследованной от его деда Владимира Мономаха. Одновременно Суздаль и Ростов уходят на втоорой план.
- Владимиро-суздальская Русь - новая государственность
В Новгородской первой летописи записано сообщение потомкам: «Сын Володимеров Мономах, правнук великого князя Владимира. Сии поставил град Володимерь Залешьскый в Суждальской земле и осыпа его спом, и созда первую церковь святаго Спаса за 50 лет до Богородичина ставления». Так князь Андрей Юрьевич вписал себя в историю Руси.
Первоначально князь Андрей Юрьевич проживал в Боголюбово. Отсюда закрепилось его прозвище Боголюбский. Но появление села Боголюбово обязано князю. В соответствии с местной легендой когда князь Андрей вёз икону Божией Матери в 10 км до Владимира его лошади встали и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. Знатным путникам пришлось заночевать под открытым небом. В эту ночь князь не спал. И был вознагражден. Ему явилось видение Божией Матери. После этого князь решил на этом самом месте основать свою загородную резиденцию и назвал ее Боголюбово. Тут же во Владиммире по его повелению в период с 1158 по 1161 возводится собор Успения Пресвятой Богородицы.
"Заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8, в день святого апостола Родиона, во вторник; и да ей много именья и вободы купленыя и з даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый".
- Помним, что 1158 год - это год спустя после гибели его отца в Киеве.
Место явления Пресвятой Богородицы князю Андрею стало началом селения Боголюбово и строительства там постоянной княжеской резиденции и собора. Их древние каменные стены вписались в построенный здесь же современный комлекс Боголюбского монастыря Рождества Богородицы. Так удалось сохранить этот архитектурный памятник гражданского зодчества на Руси в до-ордынский период.
В Ипатьевской летописи о деяниях Андрея Боголюского запишут следующее «Сый благоверный и христолюбивый князь Андрей уподобися царю Соломану, яко дом Господу Богу и церковь преславну святыя Богородицы Рожества посреди города камену создав Боголюбом и удиви ю паче всих церквии… и створи церковь сию в память собе»
- Золотые врата Владимира
Возвразаемся к Золотым вратам града Владимира. Они были возведены к 1164 году и стали неповторимые по своему замыслу памятником русского зодчества, который так же как и Успенский собор стал достоянием всемирного наследия ЮНЕСКО. Это каменное произведение искусства кроме оборонительного назначения и парадного въезда в город было построено как религиозно-культовое сооружение - надвратная Ризположенская церковь.
В сегодняшние дни помещения этой церкви отданы военно-исторической экспозицией и городскому музею. Центральное место здесь - это диорама о драматических событиях февраля 1238 года, когда орда хана Батыя штурмовала Владимир.
- В итоге хотелось бы сказать слова благодарности древним зодчим этих строений во Владимире и Боголюбове. Кем бы они не были по своему происхождению, но они создали нерушимые памятники истории становления Руси как независимого государства от Киева. Князю Владимирскому Андрею Боголюбскому удалось с Божьей помощью реализовать свою мечту. С его правления и до возвышения Москвы Успенский собор оставался главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Именно в этом храме будут венчаться на княжение будущие владимирские и московские князья. Архитектура Успенского собора будет долгое время служить образцом для более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля.
Спасибо и вам дорогой читатель. Надеюсь, проезжая город Владимир, вы найдете время посетить памятники истории, о которых я вам рассказал. Оцените статью и подпишитесь на мой блог если вы еще этого не сделали.
Комментарии (0)