с сайта karnaval.my1.ru
20 марта умерла Мария Бабанова (1900-1983). Эта актриса, навек пораженная гением Мейерхольда, почти не снималась в кино, отчего широкий зритель знает ее по ролям мультипликационным.
В мультипликацию Бабанова пришла во время войны, озвучив в «Сказке о царе Салтане» Царевну-Лебедь (1943). В дальнейшем пушкинские сказки станут фирменным знаком актрисы, но первый блин вышел комом. Как бы не был хорош этот мультфильм сестер Брумберг, он не достиг широкого экрана. Снимался как цветной, вышел в варианте черно-белом. Черное-белые мультфильмы почти не попадали в советский телеэфир, потому сказка выпала из обихода, осев в архивах Госфильмофонда. А жаль, - кроме Бабановой там поработал Жаров (царь Салтан) и Раневская (Бабариха).
А вот следующая работа по Пушкину — мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) — была просто меткой советского ТВ, ее крутили несколько раз в год. Бабанова озвучивала собственно Золотую рыбку.
Этот мультфильм был создан методом «эклер», когда актеры сначала проигрывали роли перед камерами, а художники «схватывали» их движения, перенося в рисунок. Так, в старике стал узнаваем «Максим» советского экрана Борис Чирков, а в старухе сказительница киносказок Роу Анастасия Зуева (
ЦАРИЦА ИЗ "СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ..."
Я не сильно любил «Сказку о рыбаке и рыбке», как не любил истории, имеющие плохой конец, да еще с моралите. Гораздо интереснее казалась мне «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951), где Бабанова озвучила злую царицу. Там наличествовала нехилая готика, - гроб и отравление. Красота, короче.
В этом мульте Бабанова впервые предстала в образе злой, инфернальной силы, что через пару лет принесет ей мировую славу.
С Львом Атамановым Бабанова сотрудничала в «Аленьком цветочке» (1952), поговорив за одну из сестер, но даже не попав в титры.
Зато следующая их совместная работа стала главной ролью актрисы в мультипликации. Речь идет об экранизации «Снежной королевы». Это опять снималось методом «эклер» и потому Бабанова, можно сказать, предстала на экране воплоти. Мультфильм ожидало мировое признание.
Мульты, сделанные методом «эклер» мои самые любимые, но я понимаю претензии, которые мультипликаторы начали к методу предъявлять. По ряду мнений, «эклер» противоречил самому понятию рисованного фильма, - зачем рисовать актеров, если достаточно их снять?
В общем, на рубеже 1960-ых метод, породивший такие шедевры как «Золотая антилопа», «Ночь перед Рождеством» «Двенадцать месяцев», «Снежная королева» ушел с экрана. Вместе с «эклером» почти ушла из «Союзмультфильма» Бабанова.
В 1957 она сыграла щуку в лучшей экранизации сказки про Емелю «В некотором царстве...». Очень драйвовый мультфильм, всячески рекомендую.
В 1962 озвучила королеву зубную щетку в одноименном мультике.
За сим последовал почти десятилетний перерыв. Только в 1972, в одном из сюжетов альманаха «Веселая карусель», Бабанова прочла стихотворение Романа Сефа «Голубой метеорит». Так уж совпало, я, двенадцатилетний, собирался на «коробочку» играть в футбол, когда прослушал фоном «Голубой метеорит» с инфернальной режиссурой Анатолия Петрова. Во время матча не оставляла мысль, что делается все не просто так, «летит голубой метеорит», уже влияя на наше будущее. Я еще не знал, что один из моих товарищей по дворовому футболу подсядет на наркотики, попробует заменить их водкой и умрет, едва перевалив за тридцать; другой, не желая идти в армию, чего-то глотнет, навсегда испортив себе желудок язвой; третий заимеет трех детей от трех жен, всех бросит, отдаст квартиру религиозной секте и запрется на дачном участке, не предназначенном для зимнего житья; четвертого я не узнаю при встрече; пятый...
Все этого я не знал, но предчувствовал несясь с мячом к воротам и «мажа» мимо.
Вообще ностальгия по временам, что прошли начала меня настигать чуть ли не с пяти лет, но это уже другая история, достойная отдельного поста.
При случае и об этом поговорим.
Комментарии (0)