Новогодние праздники остались позади, но время подарков ещё не закончилось, и 16 января в период между Старым новым годом и Крещеньем мы отправились на Большую Никитскую на открытие фестиваля "Зимние грёзы" в Большом зале консерватории.
1. Особое волшебное настроение создавал лёгкий снежок, кружащийся в воздухе над ещё празднично украшенной улицей, Московской консерваторией, храмом Малого Вознесения.
2.
3.
4.
5. Три вечера подряд в Большом зале консерватории проходит фестиваль "Зимние Грезы", посвящённый 150-летию Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. И мы побывали на первом гала-концерте этого фестиваля.
6. Большой зал Консерватории — один из лучших залов Москвы и России, по акустике зал является признанным мировым шедевром. И этот зал — мой самый любимый ещё с детства, здание Консерватории находится рядом со школой, в которой я училась.
В день открытия фестиваля зал был полон. Настоящий музыкальный праздник устроили лучшие выпускники Московской Консерватории в честь 150-летия своей Альма Матер, а для меня концерт оказался великолепным музыкальным подарком.
В этот вечер прекрасно звучал Концертный симфонический оркестр Московской консерватории. В концерте примали участие молодые, но уже известные исполнители, в том числе лауреат международных конкурсов Екатерина Мечетина (фортепиано), лауреат международных конкурсов Валентин Урюпин (гобой, дирижер), виолончелист, лауреат первой премии Международного конкурса имени Чайковского Сергей Антонов в этот вечер на сцене предстал не только как виоланчелист, но и как дирижер, он же является художественным руководителем фестиваля.
Программа вечера была яркой и праздничной! Звучали произведения Бернстайна, Дворжак, Энеску, Россини, Чайковский. Украшением вечера стал Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сен-Санcа в исполнении Екатерины Мечетиной, дирижировал Сергей Антонов.
7. В антракте можно было "как всегда" полюбоваться интерьером и оформлением фойе. По замыслу основателей, Большой зал Консерватории должен был воплотиться в подлинный храм музыки.
8. Его вестибюль, разделяющийся на три нефа, был построен в духе античного храма. Наверх из гардероба ведут две величественные лестницы.
9. В 2010 году началась грандиозная реставрация консерваторского комплекса, предполагавшая возвращение исторического (1898-1901) облика всем концертным залам и учебным корпусам. Тогда же был воссоздан огромный витраж "Святая Цецилия" в фойе партера. Цецилия — святая римская дева-мученица III века. С XVI века святую Цецилию почитают покровительницей церковной духовной музыки. Согласно преданию, она молилась Богу и пела духовные песнопения в то время, как её вели к венцу против её воли, а вокруг упражнялись в пении язычники. В дальнейшем Цецилия приняла мученическую смерть, твёрдо исповедуя христианскую веру. Мощи Цецилии покоятся в римском храме Святой Цецилии в Трастевере.
Стеклянное полотно, выполненное в 1901 году в витражной мастерской Северного стекольно-промышленного общества, погибло во время Великой Отечественной войны. В 2010 году оно было воссоздано в петербургской мастерской В. Лебедева. Витраж был освящен выпускником консерватории, митрополитом Волоколамским Иларионом.
10. Обновленный интерьер консерватории решён в светлых тонах. Вестибюль и фойе партера украшены колоннами и лепниной.
Вид в сторону гардероба
11.
12. Бюст Святослава Рихтера (скульптор Эрнст Неизвестный, 2012) — одного из крупнейших пианистов XX века, известного своей виртуозной техникой, огромным репертуаром и глубиной интерпретаций. Рихтер был основателем ряда музыкальных фестивалей, включая "Декабрьские вечера" в ГМИИ им. Пушкина.
13. В настоящее время на стене фойе перед входом в партер (на фото — справа) располагаются портреты Мендельсона и Гайдна, найденные спустя много лет и отреставрированные.
14. Ещё в фойе Большого зала Консерватории находится знаменитое полотно И.Е. Репина "Собрание славянских, польских и чешских композиторов". Известно, что изначально полотно создавалось для ресторана "Славянский базар" на Никольской улице. Это четырехметровое полотна стало первым коммерческим заказом тогда еще мало известного 28-летнего художника. Список композиторов для картины составил Н.Г. Рубинштейн, директор московской консерватории того времени. К удивлению музыкального и художественного критика, историка искусств В.В. Стасова, Рубинштейн по своим личным мотивам не стал включать в список своих современников Бородина и Мусоргского.
И. Е. Репин. Славянские композиторы, 1872
15.
16.
17. Были восстановлены в историческом виде все изысканные решетки перил.
18. Слева — бюст румынского композитора и скрипача Джордже Энеску (1881-1955), справа — Бела Барток (1881-1945) — венгерский композитор, пианист, педагог, музыковед-фольклорист.
19. Бюст Яна Сибелиуса (1865-1957) — финского композитора шведского происхождения.
20. Портрет Ференца Листа (1811-1886) — венгерского композитора, пианиста-виртуоза, педагога, дирижёра, одного из крупнейших представителей музыкального романтизма.
21.
22. Арки украшены барельефами, люстры сверкают.
23.
24. Большой зал, окрашен, как и прежде, в светлые тона, стены украшают портреты русских и зарубежных композиторов. Над сценой расположен барельеф Н.Г. Рубинштейна. В 1901 году в зале был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Колля. Величайший инструмент, заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге. Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети которого обучались у П.И. Чайковского. В 1988 году органу был присвоен статус художественно-исторического памятника. Одновременно на сцене могут разместиться оркестр в 130 человек и хор в 200-250 человек. Вместимость Большого зала около 1800 мест (партер, ложи и два амфитеатра).
25. Изначально 14 овальных портретов-медальонов классиков русской и западноевропейской музыки были выполнены для концертного зала Н.К.Бондаревским. В 1953 году изображения Г.Ф. Генделя и Й. Гайдна заменили портретами М. П. Мусоргского и А. С. Даргомыжского (художник Н. П. Мещанинов), а К. В. Глюка и Ф. Мендельсона — портретами Ф. Шопена и Н. А. Римского-Корсакова (М. А. Суздальцев). Портреты Генделя и Глюка были утрачены, а Гайдна и Мендельсона висят в фойе.
26. Фойе 1-го амфитиатра — здесь располагается экспозиция из истории Московской Консерватории.
27.
28. Скульптура критика В.В. Стасова.
29.
30.
31.
32. Главное достоинство Большого зала — его превосходная акустика. Архитектор В.П. Загорский, автор здания Консерватории, добился ее путем сложных расчетов пропорций пространства, подбора материалов, создания двойного резонирующего потолка с промежуточной прослойкой воздуха. "Раковина" сцены представляет собой полый деревянный ящик, отлично отражающий звук.
33. После концерта…
published on
Запись
Комментарии (0)