"Королева бензоколонки"
12 декабря скончался Андрей Сова (1912-1994) которому, словно сову на глобус, натягивают трагичную судьбу, хотя по актерским меркам, нормальная судьба была.
И как сам Сова относился к тому, что всесоюзная слава у него не выгорела, неизвестно.
Андрей Сова был типичным одесситом, впитавшим в себя специфическую культуру Привоза и шепелявого юморка. Грезил он о море и, едва получив аттестат зрелости, поступил в школу плавсостава. Разочарование пришло, когда дипломированного моториста заместо моря направили в степь, чинить на МТС трактора. Видимо, в работе Сова зарекомендовал себя хорошо, по комсомольской путевке его послали на подготовительные курсы в Одесское мореходное училище. Оттуда Сова попал на торговое судно «Цурюпа» и за четыре года мир повидал, - ходил в Италию, Испанию, Грецию, Египет, Францию.
Дальше в действие вступает расхожий сюжет, когда матросик-балагур смешит товарищей, устраивая самодеятельные представления, а потом бросает море и поступает в театральный институт.
В 1934 Сова не стал продлевать контракт, поменяв матросскую робу на различные костюмы студента Одесского театрального училища.
АНДРЕЙ СОВА В ФИЛЬМЕ "ДВА БОЙЦА" СЛУШАЕТ "ТЕМНУЮ НОЧЬ"
В кино Сова попал во время учебы и очень жаль, что первая его киноработа до нас не дошла. В экранизации классического романа воспитания советского гражданина «Старая крепость» (автор Александр Беляев, не путать с фантастом), Сова играл главного антагониста, подловатого Котьку Григоренко. Неизвестно, много ли места занял на экране сей романный герой, как его трактовали авторы. В этой картине Сова впервые сошелся в совместной работе с Марком Бернесом.
В 1941 Сова появился в блокбастере детских киносеансов, экранизации романа Жюля Верна «Таинственный остров» в роли человекообразной обезьяны. В 1943 последовала еще одна маленькая, но запоминающаяся роль в хите «Два бойца». Сова играл однополчанина главных героев и, по одной из легенд, учил Бернеса правильному одесскому говору.
В фильме «Танкер «Дербент» (1940) Сова впервые сыграл матроса и в этом качестве оказался востребованным, попав под типаж. Матросские будни актер знал не понаслышке и потому палубными ролями его завалили – «Я – черноморец» (1944), «Голубые дороги» (1947), «В мирные дни» (1950), «Максимка» (1952), «Командир корабля» (1954), «Тень у пирса» (1955).
"Максимка"
Между тем, на глазах Совы набирал всесоюзную популярность украинский дуэт Тарапуньки и Штепселя и актёр принимает решение уйти от палубных киноролей на эстраду, начав сольные выступления от Киевской филармонии. В ряде источников говорится, что Сова первым на украинской эстраде опробовал жанр юморесок. Довольно скоро попал на радио.
Слава Совы описывается как нечто грандиозное, куда там Бернесу:
«Концерты в Большом театре СССР, в Эрмитаже, Ленинградском театре эстрады, по всем уголкам необъятной страны - от Соловецких островов до Сахалина. Польша, Германия, Чехословакия, Америка, Франция, Канада...».
Если это так, то вот вам пример славы до телевизионной эры. Нет эфира, и где человек?
Только в кино остался.
И здесь вопрос: а сколь нужно было ему это кино?
"Годы молодые"
В 1958 Сова сыграл комичного директора Дома Культуры в музыкальной комедии «Годы молодые». Это была генеральная репетиция главного свершения Совы, фильма по которому его до сих пор помнят, «Королева бензоколонки» (1962). Комедия с участием популярного трио Румянцевой, Белова и Кожевникова собрала в прокате 34,3 миллиона зрителей, но, на мой взгляд, лучше всех в фильме показались Сова в роли начальника АЭС Панаса Петровича и Нина Копержинская. Что касаемо, троицы, под которую делали фильм, она не то чтобы провалилась - Румянцева демонстрировала прежний уровень девушки-подростка, а Белову и Кожевникову просто не дали разыграться, предложив совершенно декоративные роли, к тому же подчеркивающие их стремящийся к солидности возраст.
Не знаю, насколько правомерны утверждения, что Сова после премьеры «Королевы бензоколонки» проснулся знаменитым на весь Союз. Знаю, что эта комедия знаменовала закат карьеры Белова и Кожевникова, став для них чуть ли не последним громким кинопроектом. А популярность Совы? Сейчас трудно поверить, но «Королева бензоколонки», пройдясь по экранам, была практически забыта, приобретя вес, прежде ей не присущий, только в 1990-ых, когда на волне ностальгии по Союзу ее начали втюхивать по всем телеканалам. Я, например, об этом фильме в детстве знать не знал, с 1970 по 1990-ый его по ЦТ не показали ни разу.
После «Королевы бензоколонки» Сова не получает новых ролей в кино пять лет якобы потому, что режиссеры видели в нем Панаса Петровича и не хотели тиражировать образ. Почему Яковченко, который во всех фильмах был один и тот же, тиражировали за милую душу, а Сову нет - загадка.
При этом на репрессии сверху тоже списать создавшееся положение не удастся - в 1965 Сова получил звание Народного артиста Украинской ССР. На украинском ТВ его то и дело показывали в программе «Вишневые усмешки». В республике Сову на руках носили, на кино он перестал зацикливаться задолго до «Королевы бензоколонки».
Другое дело – здоровье.
С Ниной Копержинской в "Королеве бензоколонки"
2 декабря 1978 года Сова во время прогулки нагнулся, желая поднять со снега лист, а разогнуться не смог, страшная боль пронзила тело. Никто из врачей не мог сказать, - почему у актера отказали ноги? Все-таки боги смеются, - «Зато мы делаем ракеты» до сих пор не разобрались в самом насущном: по каким законам живет их тело. Сколько я наблюдал людей, готовых отдать за лечение любые деньги, а им даже диагноза не могли поставить.
Сначала Сова ходил с палочкой, потом с костылями, потом вовсе без посторонней помощи передвигаться не мог.
Во время вынужденного лежания написал книжку «Дорога к смеху».
Умер в 1994.
Светлая память!
Комментарии (0)