В свое время я думал: вот школьный предмет — литература. Единственная задача, которую она выполняет на ура — вызывает дикую ненависть и к русской, и к мировой литературной классике. Мне потом пришлось всю эту классику открывать для себя еще раз самостоятельно.
А вот теперь я понимаю, зачем был нужен этот предмет. Цель предмета «литература» — вовсе не заставить тебя полюбить все эти книжки. Настоящая цель — поставить тебе хороший литературный русский язык. Примерно так же, как будущему бойцу-рукопашнику ставят удар. А все эти сочинения, которые приходилось писать, призваны были решать две задачи. Во-первых, проконтролировать, что соответствующую книжку ты действительно прочитал. Во-вторых же, оценить, насколько твой удар уже поставлен.
Очень давно кто-то, критикуя преподавание литературы, заметил: надо просто слушать, что говорит учитель, и при написании сочинения пересказывать его слова. Думать самому не надо вообще. Ну да, так и есть — надо пересказывать, поскольку большего просто не требуется. Никто и не ждет от школия в твоем возрасте глубокого понимания жизни и всякого прочего, что позволило бы выдавать хотя бы не совсем идиотские суждения.
Впрочем, понимать я это начал раньше. Как-то раз в одном сообществе была поставлена рецензия. Дико непрофессиональная во всех отношениях. Не касаясь прочего, замечу, что язык автора был просто кошмарен. Я оставил комментарий — формально вежливый, но предельно жёсткий по существу. К моему большому удивлению, автор, вместо того, чтобы закатить скандал (как в таких случаях бывает почти всегда), попросил у меня совета: что ему лучше всего сделать, чтобы улучшить свой русский?
Вот тут-то я и понял, что ничего лучше интенсивного чтения русской классики просто не посоветуешь. Что ему и сказал. Он поблагодарил и, так сказать, удалился — оставив меня несколько ошарашенным. Уж очень редко авторы так себя ведут, повторюсь.
Что же до повторных открытий… Сейчас-то я понимаю, что это было неизбежно в любом случае. Уж не знаю, как видели свою целевую аудиторию Толстоевский и прочие, но уж точно не предназначали свои книги для советских старшеклассников. В нынешнем моем возрасте эти вещи так и так воспринимаются совершенно по-другому, и ты видишь в них то, что в школе увидеть просто не мог.
Единственное, что нет у меня полной уверенности в том, что все учителя литературы это понимают. Хуже того — нет уверенности, что это понимает хотя бы часть учителей.
published on
Запись
Комментарии (0)