26 сентября отмечает день рождения Олег Басилашвили. К признанию этот актер шел долго, трудно, ведь к неудачам творческого плана примешались неприятности личного характера.
Вот о неприятностях личного характера, о браке Басилашвили с Татьяной Дорониной и поговорим.
По словам пять раз побывавшей замужем Дорониной Басилашвили был из ее мужей самым интеллигентным. Уже в этом признании крылась загвоздка, ибо, да, отец Басилашвили занимал пост директора техникума, мать — филолог, автор учебника по русскому языку для учителей. Естественно, им хотелось для своего сынка невесту поавантажней. В молодой семье сразу наметился разлад на почве несходства характеров мамы Олега и его жены.
И вообще период ухаживания за Татьяной Олег, похоже, считал потерянным временем. Из-за шляний по улицам он не прочитал важных книг, «а время-то шло и шло – впустую, не прирастал я ни умом, ни знаниями, ни талантом».
Доронина и Басилашвили учились на одном курсе школы-студии МХАТа. Свадьбу сыграли в 1955 году, на съемочной площадке фильма «Первый эшелон», где играли молодые тогда Олег Ефремов (он стал посаженным отцом), пара Изольда Извицкая и Эдуард Бредун (
ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ В ФИЛЬМЕ "НЕВЕСТА"
В 1956 Дооронина и Басилашвили выпустились из училища. В труппу МХАТа их не взяли, но не взяли по разному. Кандидатура Басилашвили не рассматривалась, против Дорониной сплели какую-то интригу. Опять же, Доронину приглашали в московский театр имени Маяковского и ленинградскую Александринку, Басилашвили получил распределение в Сталинград. Семья Олега невесть с чего, переворачивая с ног на голову, решила, что в плохом распределении виновата Татьяна. Доказывая свою любовь Доронина отвергла выгодные предложения, отправившись вслед за мужем в Сталинград.
Рассказывая о решении ехать работать по месту распределения Басилашвили приводит две причины.
«Отец сказал: «Я был в Сталинграде от звонка до звонка. Медаль «За оборону Сталинграда» – для меня самая ценная награда. Я защищал этот город. И это не пустой звук. И вы обязаны быть там, куда вас направляет Министерство.
Ну что ж. Сталинград так Сталинград.».
А с другой стороны:
«Я измучился от безрезультатных попыток наладить отношения между Таней и моими родными.
И мы очутились в Сталинграде».
Вскоре после приезда на новое место работы семейная жизнь оказалась под угрозой. Басилашвили получил одну из главных ролей в экранизации Чехова «Невеста» (1956), которую снимали Георгий Никулин и Владимир Шредель (
Непонятно как после таких событий Доронина и Басилашвили продолжили существовать семьей, но факт остается фактом, - еще долгое время они шли бок о бок, завоевывая зрителя. Вот только у Дорониной на первых порах это получалось не в пример лучше.
БАСИЛАШВИЛИ И ДОРОНИНА В ФИЛЬМЕ "СТАРШАЯ СЕСТРА"
В Сталинградском театре пара не задержалась в декабре 1956 года войдя в труппу питерского Театра имени Ленинского комсомола. Расценивая сей кульбит Басилашвили скажет: «Пусть так. Лишь бы куда». На деле именно на сцене этого театра оба расцвели.
Доронина дебютировала в пьесе Володина «Фабричная девчонка». Басилашвили удачно показался в пьесе Розова «В поисках радости». Речь там шла о семейных конфликтах и актер рассказывал: «Тут уж моя аффективная память сработала – о конфликтах в собственной семье. Не знаю, как насчет мебели, но состояние человека, безуспешно пытающегося примирить мать и жену, мне было крайне близко, и я чувствовал себя в этой роли, как рыба в воде… Леночку играла Таня, и мне было легко».
Легко ему было и в роли гончаровского Обломова, ибо играть приходилось любовь к Ольге, которую играла Татьяна.
Пару переманивали в Москву в театр имени Ермоловой, но Татьяна решила остановиться на БДТ, куда ее позвал сам Товстоногов. Доронина поставила условие, что перейдет только вместе с мужем.
Сперва казалось, что для Басилашвили этот переход есть ошибка. Постановка горьковских «Варваров» обернулась триумфом Дорониной и неудачей ее мужа. В «Старшей сестре» (у Дорониной главная роль) Басилашвили выходил на пару фраз. В «Горе от ума» (Доронина играла Софью) бегал в образе господина N.
Как вспоминал сам Басилашвили:
«Был я зажат, естественно, да и комплекс неполноценности работал во всю мощь: жена – ведущая актриса, играет не первую главную роль, а ты, Олежек, опять в дерьме… И надежд никаких. Серая бездарность. Позор и стыд».
Вот на этом этапе дороги молодых людей начали расходиться. Басилашвили не мог не заметить, как деформировался, не в лучшую сторону характер Татьяны.
«Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно-безумно любящей театр. У нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться, и под влиянием театра в том числе… Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».
В 1963 их развели и Басилашвили, постепенно занял достойное место в театральной политике Товстоногова, став лицом БДТ, а потом и широкого кинозрителя покорив.
Все у него получилось, и получилось хорошо.
Комментарии (0)