Начало
Высоко-Петровский монастырь со всех сторон окружён довольно высокими домами и тремя узкими улицами: Петровкой, Петровским бульваром и Крапивенским переулком, поэтому снаружи трудно найти хорошую точку обзора. Но изнутри монастырский ансамбль воспринимается совершенно иначе. В этом огромная заслуга замечательного архитектора-реставратора Бориса Прокофьевича Дедушенко, который восстановил многие строения монастыря в первоначальном виде — так, как они выглядели в 1514 году.
Работы по воссозданию внешнего облика храмов, Нарышкинских палат, настоятельского корпуса, стен монастыря начались с 1959 года. Их возглавил Борис Прокофьевич Дедушенко — главный архитектор-реставратор проекта, посвятивший монастырю более 50 лет своей жизни. Уже в 1946 году, сразу после войны, ещё будучи студентом архитектурного института, он проводил обмеры храмов монастыря. Сейчас трудно себе представить, как выглядел монастырь до начала реставрации. Лишь старые чёрно-белые фотографии показывают храмы без куполов, дырявые крыши и разбитые окна, застроенную сараями и пристройками территорию.
Сегодня реставрационные работы продолжают то, что Б.П. Дедушенко не успел или не смог по разным причинам, воплотить. Свой большой вклад в возрождение обители вложили и археологи, которыми руководил Леонид Андреевич Беляев.
Южный двор с церковью Пахомия и братскими кельями. Фото 1980-х
Братские кельи с палатами Нарышкиных. Итак, мы переходим из парадного двора с площадью в центре во второй двор, называемый царским. Этот двор производит более цельное впечатление. Его композиционным ядром стала бывшая боярская усадьба Нарышкиных, главный дом которой по повелению Петра I надстроили анфиладой второго этажа и разместили там кельи Братского корпуса.
В течение целого столетия это здание было самым длинным двухэтажным домом в Москве! Главное украшение фасадов — колончатые наличники проёмов второго этажа с необычными, двойными фронтонами. В этих кельях, постригшись в монахи, провёл остаток своей жизни Кирилл Полуэктович Нарышкин. Наверху белокаменным порталом выделен вход, возможно, в сени домовой часовни.
Корпус включил в свой объём наугольную палату, прежде она входила в состав главного дома усадьбы Нарышкиных.
Подклетный этаж разделён на две половины проездом. В каждой половине, состоящей из четырёх палат, две особенно большие (70-80 кв. м) — жилые, возможно, помещения для слуг. Собственно кельи находились на втором этаже.
План первого этажа
Со стороны двора дом обходит арочная галерея-гульбище, объединяя основные строения. Галерея продолжается до слияния с галереей Сергиевского храма.
В XVII веке реконструировали белокаменные въездные ворота с Крапивенского переулка, над которыми позднее появился Петропавловский храм.
Церковь Петропавловская над южными воротами. У этой надвратной церкви, расположенной по Крапивенскому переулку, трудная судьба. Самый первый храм, заложенный здесь митрополитом Петром (деревянный), имел посвящение в честь апостолов Петра и Павла. Каменная церковь была построена над южными воротами монастыря в 1753-1755 гг. на пожертвания настоятеля монастыря архимандрита Пахомия в память его небесного покровителя — Пахомия Великого. Во время наполеоновского нашествия 1812 года Высоко-Петровский монастырь был разграблен. Церковь Пахомия Великого была так сильно осквернена, что её восстановили и освятили вновь лишь через сто лет, в 1914 году, во имя апостолов Петра и Павла.
Церковь, выложенная из кирпича в традиционной композиции — восьмирик на четверике с одной сильно выступающей апсидой, поставлена на открытом гульбище, объединяющем её с кельями. Одна из наиболее интересных построек в стиле барокко середины XVIII века в Москве, возможно, построена по проекту Д.В. Ухтомского, который в это время работал в монастыре.
План южных ворот и церкви Петра и Павла
Братские кельи и Сергиевская церковь объединены арочной галереей.
Все надгробья царских родственников из Боголюбского храма-усыпальницы сегодня сложены вдоль южной стены храма.
В 1990-х годах монастырь получил статус Патриаршего подворья, и в его стенах начал свою деятельность Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова. Монашеская жизнь возобновлена в 2009 году. 2 марта 2017 года в Высоко-Петровский монастырь возвращён Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери.
Источники информации
Все ч/б фото и планы строений из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город". — Москва. Изд-во Искусство. 1989
published on
Запись
Комментарии (0)