20 июня родился Юрий Визбор (1934-1984), знамя советской бардовской песни (
Мы будем еще о нем подробно говорить, выясняя, как романтическая установка книжных парней на суперменство способствует раннему уходу из жизни.
Сейчас же поговорим о взаимоотношениях Визбора с главным поющим поэтом эпохи Владимиром Высоцким (1938-1980).
Там было не все так по овечьи благостно, как хочется представить биографам.
К моменту знакомства с Высоцким Визбор был признанным автором «Домбайского вальса», «Спокойно, дружище, спокойно», «Охотного ряда», «Сереги Санина». Он стоял у начала таких долгоиграющих проектов как радиостанция «Юность» и журнал «Кругозор».
Высоцкий же завершал свой первый творческий период автора блатных дворовых песен, нащупывая новую интонацию.
В какой-то степени он обрел ее благодаря Визбору.
В фильме "Высота"
Ведь именно Визбора Борис Дуров и Станислав Говорухин упрашивали писать песни в фильм «Вертикаль» (1967), но тому не понравился сценарий. Так на проекте появился Высоцкий, который не только сыграл радиста Володю, но и сочинил цикл «горных» песен, принесших ему первое официальное, а не магнитофонное признание.
Дуров вспоминал:
«Я из зловредности пригласил Визбора к нам на премьеру в Дом кино. Фильм ему понравился. Поле просмотра он подошел ко мне, пожал руку: «Фильм понравился. А песни — просто отличные. Жаль, что не я писал для него их!..»
А в 1968 уже Визбор заменит Высоцкого, исполнив песню в фильме «Мой папа – капитан», поскольку ни одна песня проходившего кастинг раньше Высоцкого не приглянулась режиссеру Владимиру Бычкову.
Лариса Шепитько хотела свести в картине «Ты и я» (1971) Высоцкого, Визбора и Беллу Ахмадулину. По замыслу они бы сыграли героев любовного треугольника. Ахмадулину и Высоцкого не утвердили, вместо них появились Леонид Дьячков и Алла Демидова.
Визбор и Демидова в "Ты и я"
Таков был киношный сюжет Визбора и Высоцкого, а что там с песнями?
Биографы насчитывают всего три сборных концерта, где Визбор и Высоцкий выступали на одной площадке. В Дубне у физиков (1963), на Первом всесоюзном слете участников похода по местам революционной, боевой и трудовой славы в Белоруссии (1965) и в Доме культуры МГУ (1966).
Сам Визбор так оценивал Высоцкого тогдашнего периода:
«Одно время мы были с ним близки. Это происходило в те годы, когда Володя только начинал заниматься сочинением песен. Страстно стремился к известности и славе. Был очень ревнив, как и любой талантливый человек».
Александр Митта оставил совсем другие воспоминания, где очень ревнивым выглядел, заглядывающий в его дом на огонек, Визбор.
«Визбор пел у нас, я бы сказал, чаще, чем Высоцкий. Но однажды они совершенно случайно совпали на каком-то празднике или очередной субботе. … Визбор привычно потянулся к гитаре, спел пару песен. Затем гитару взял Володя, и после его пения произошла совсем другая реакция: все стали просить спеть еще. А Визбора особенно не упрашивали. И после этого Юра больше никогда не пел у нас. … Ни разу не принес гитару. Вторым быть не хотел, а первое место уступил очень четко».
По времени этот проигрыш Визбора совпадает с наездами на Высоцкого в центральной прессе. Журналисты, критикуя «хрипатого», ошибочно приписали ему авторство «Песни технолога Петухова» Визбора. Как пример бездуховности Высоцкого цитировалось классическое визборовское:
Зато мы делаем ракеты,
И перекрыли Енисей,
А также в области балета,
Мы впереди планеты всей.
Высоцкий пишет письмо на имя руководителя Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС Владимира Степакова, где есть такие строки:
«Автор обвиняет меня в том, что я издеваюсь над завоеваниями нашего народа, иначе как расценить песню, поющуюся от имени технолога Петухова: «Зачем мы делаем ракеты...» и т. д. Обвинение очень серьезное, но оно опять не по адресу, ибо эта песня не моя... Эти песни я никогда не исполнял ни с эстрады, ни в компаниях».
На фильме "Июльский дождь" Визбор познакомился с Миттой
О Визборе Высоцкий отзывался с холодным уважением. В феврале 1980 он скажет на одной из встреч со зрителями:
«Я к Визбору отношусь с симпатией, хотя, в общем, я думаю, что он сейчас уже не пишет никаких песен. То, что он делал раньше — одну песню я довольно так отличал... Ну, в общем, хорошо к ней относился, к этой песне про Серегу Санина, который там чего-то где-то куда-то упал...»
Согласитесь, отличать «одну песню … про Серегу Санина, который там чего-то где-то куда-то упал...» - это есть почти равнодушие, но важнее другая проговорка про «я думаю, что он сейчас уже не пишет никаких песен». Визбор работал не переставая и в последние годы (уже после смерти Высоцкого) написал пронзительные шедевры «О, моя дорогая, моя несравненная Леди!», «Теперь толкуют о деньгах», «Увы, мои друзья, уж поздно стать пилотом». Парадокс в том, что широко эти песни зазвучали в 1992, когда их перепел в «визборовском» альбоме Олег Митяев, а в момент написания не вышли за бардовский круг. Визбор утратил моду, тогда как слава Высоцкого только ширилась.
Наиболее точно эту сторону драмы Визбора выразил Сергей Есин:
«И все же у меня ощущение, что он засуетился, не выразил себя. Торопился за сегодняшней, быстрой славой: и фильмы, и пьесы, и песни — «душа общества». Но, наверное, и знал, что его направление лишь региональное: рядом существуют Окуджава и Высоцкий».
Высоцкий вообще всячески абстрагировался от авторской песни, он непредставим в движении КСП или на Грушинском фестивале, а для Визбора это было делом жизни. Иногда Визбора прорывало на творческую полемику и тогда (по воспоминаниям Анатолия Васильева) он восклицал: «Да он неправильно делает! Так песни писать нельзя! Он пытается зарифмовать сюжет, а сюжет в песнях необязателен, даже вредит!» Бросать в адрес Высоцкого, который педалировал, что в его песнях «всегда что-то происходит», такие обвинения, значит кардинально не принимать основной подзавод его творчества.
Со смертью Высоцкого началась поистине истерика. Мы помним, как маниакально стремился в гроб вслед за «Володей» сорокалетний Олег Даль (
Так оно и случилось.
В 1982 Визбора сразил инфаркт миокарда.
В 1984 добил рак печени.
Байопик о нем еще не поставили, но песни на слуху.
Комментарии (0)