3 июля ушел из жизни Александр Волков (1891-1977), автор цикла о волшебнике Изумрудного города.
Первая книга «Волшебник Изумрудного города» появилась на свет в 1939, а вторую Волков написал только почти четверть века спустя, в 1963.
Почему так вышло?
Волков и сам выглядел порой персонажем сказки, - смелым, энергичным, веселым героем. Так, купив однажды на рынке корову, он столкнулся с проблемой транспортировки и не нашел ничего лучше, как прошагать сорок километров, гоня скотину перед собой, меж тем, как домашние с ума сходили, куда пропал хозяин дома на два дня.
А то еще: поспорил с протоиереем кто кого вытолкнет из кибитки, да скинул духовное лицо в сугроб.
Почти сорок стукнуло ему, когда имея за плечами Томский учительский институт и Ярославский педагогический он поступил в Московский университет. За семь месяцев окончил курс физико-математических наук, сдал экстерном экзамены и стал преподавателем Московского института цветных металлов.
Самая известная книжка его появилась из-за жажды знаний. В институте цветных металлов Волков зачастил в кружок английского языка. Преподавательница вручила ему для практических занятий книжку Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Волков прочитывал главу за главой, а потом пересказывал содержание сыновьям. Увидев с каким вниманием слушают мальчики про приключения Страшилы и Железного дровосека он сел за перевод, тем паче, книгу требовали назад, а расставаться с ней не хотелось.
Во второй половине 1930-ых каждый год знаменовался выходом сказочных бестселлеров, из которых слагалась классика советской детской литературы.
Судите сами: в 1935 увидел свет Буратино Толстого, в 1936 прозаический Доктор Айболит Чуковского, в 1937 Врунгель Некрасова, в 1938 старик Хоттабыч Лагина. Завершает этот сказочный марафон «Волшебник Изумрудного города» Волкова.
По этим книжкам видно, что собственная сказочная мифология в СССР не выстраивалась, а адаптировалась. Даже Врунгель Некрасова, единственная книжка, которую можно счесть оригинальной, совершенно явно апеллировала к барону Мюнхгаузену Распэ. Остальное? Буратино — Пиноккио, доктор Айболит — доктор Дуллитл, Лагин взял свой сюжет из книги Томаса Энсти «Медный кувшин», Волков пересказал книгу Баума.
СССР примкнул к международной конвенции об авторском праве только во время брежневской разрядки. До этого переработка произведения не требовала даже согласия автора. Русскоязычные певцы перелицовывали зарубежный репертуар только так (
В 1939 «Волшебник Изумрудного города» с рисунками Николая Радлова вышел тиражом 25 000 экземпляров. На следующий год последовало переиздание.
ВОТ ТАКОЙ ДИАФИЛЬМ У МЕНЯ БЫЛ
Почему же после успеха Волков не продолжил приключения Элли? Ведь у Баума было много книг о волшебной стране. Ведь в 1941 году Волков стал членом Союза Писателей.
Сначала я думал, что ему очень мешала педагогическая карьера, которую он не бросил.
Нет. Волков стабильно выпускал книгу за книгой. Несмотря на педалируемую им скромность, нежелание признавать себя профессиональным писателем, из дневников Волкова встает образ человека, который ходит в издательства как на работу, теребя редакторов, художников, добиваясь нужного результата.
Еще до «Волшебника Изумрудного города» Волков написал историческую повесть «Чудесный шар». Историческую тематику он и принялся дальше разрабатывать. Написал «Царьградскую пленницу» о временах Ярослава Мудрого; повесть «Два брата» о временах Петра Великого; «Зодчие» рассказывали о строительстве собора Василия Блаженного»; «Скитания» о Джордано Бруно. Занимался Волков и популяризацией. «След за кормой» повествовал о начале навигации. Книга «Земля и небо» занимательно представляла географию и астрономию. К оттепели Волков пришел с книжкой «Как ловить рыбу удочкой. Записки рыболова».
К продолжению эпопеи об Изумрудном городе он вернулся только в 1960-ые годы. Этому способствовало несколько факторов.
ВТОРУЮ ЖИЗНЬ СКАЗКЕ ДАЛИ РИСУНКИ ЛЕОНИДА ВЛАДИМИРСКОГО
Во-первых, в 1959 после восемнадцатилетнего перерыва вышло новое издание «Волшебника Изумрудного города» с рисунками Леонида Владимирского. Именно образы Страшилы, Железного дровосека, Гудвина, нарисованные Владимирским стали неотъемлемой частью моего детства. Более того, первое осознанное чтение как раз связано с книжкой Волкова. Мама читала мне ее дней десять, и я ждал вечера с очередной порцией сказки. Был у меня и диафильм по «Волшебнику», и пластинка. Конечно, я видел и ужасный кукольный мульт по сказкам Волкова, его гоняли почти каждые летние каникулы (
В лице Владимирского Волков получил не просто художника, подарившего сказке вторую жизнь, а соавтора, который начал подталкивать его к продолжению работы.
Во-вторых, после десятков лет преподавания Волков оказался на пенсии.
В-третьих, потерял жену и по мнению внучки «фантазии о Волшебной стране уводили его от личного горя».
Волков решил идти собственным путем, отрекшись от Баума, поскольку остальные книги серии ему резко не понравились. Он говорил:
«Высасывание из пальца неумных небылиц и придумывание пестрой толпы людей и чудовищ - деревянных, медных, тряпичных, пряничных, тыквоголовых… Какая чепуха!»
В 1963 вышли «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», а на следующий год «Семь подземных королей».
Закончив трилогию Волков думал остановиться, но его завалили письмами со всего Союза с требованием продолжения. Волков был даже вынужден публично заявить: «Многие ребята просят меня, чтобы я писал еще сказки об Элли и ее друзьях. Я на это отвечу: сказок об Элли больше не будет…»
Куда, однако, денешься?
Волков написал еще три книги о похождениях сестры Элли в волшебной стране: «Огненный бог Марранов» (1968), «Желтый туман» (1970), «Тайна заброшенного замка» (1976). Последняя вышла уже после смерти писателя.
Светлая память!
Комментарии (0)