Итак, мы отправляемся в небольшую усадьбу на краю Петровского парка по адресу Нарышкинская аллея, 5. Кому интересно, как выглядит этот приют муз сейчас, приглашаю посмотреть! О владельце виллы Николае Рябушинском — в предыдущей публикации.
Уже в XIX веке Петровский парк стал престижным аристократическим дачным местом, здесь строили дачи самые богатые москвичи. Вилла "Чёрный лебедь" была построена в 1907-1910 годах по проекту известного московского архитектора В.Д. Адамовича при участии В.М. Маята. Основные архитектурные стили, которых придерживался Адамович в своих проектах, — неоклассицизм и модерн. В начале своей деятельности работал помощником Ф.О.Шехтеля, участвуя в постройках по его проектам особняков З.Г. Морозовой, Н.В. Кузнецова, особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. С 1909 года соавтором во многих проектах В. Д. Адамовича был архитектор В.М. Маят, работавший в Москве преимущественно в стиле модерн. В советское время он выстроил несколько зданий в формах конструктивизма. Среди их совместных построек в Москве такой архитектурный шедевр, как особняк Второва или Спасохаус — резиденция посла США в Спасопесковском переулке, 10.
1. К сожалению, сейчас вилла выглядит как "глубоко отреставрированное" здание со стеклопакетами, но всё же попытаемся представить себе, какой она была раньше. В этом помогут старые фотографии, воспоминания современников и публикация в дружественном ЖЖ Елены Хорватовой — http://eho-2013.livejournal.com/482829.html.
2. В 1915 году вилла пережила пожар, в котором погибла значительная часть имущества: коллекция живописи и большое количество картин "Голубой розы". Здание было восстановлено с изменениями архитекторами В.А. Весниным и А.Г. Измировым.
3. Со стороны Нарышкинской аллеи вилла смотрелась как строгое здание в неоклассическом стиле.
4. За фасадом виллы скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников.
5. Черный лебедь украшал фронтон виллы.
6. Устраивая роскошные приемы в "Чёрном лебеде" и издавая "Золотое руно", Рябушинский начал разоряться. Хотя в большей степени этому поспособствовал и огромный карточный проигрыш. По слухам, друг Николая Павловича — нефтепромышленник Леон Манташев, выиграл у Рябушинского виллу в карты, и стал следующим её владельцем. Сейчас на фронтоне красуется вензель Леона Манташева — ЛМ. О скаковых конюшнях Манташева — http://galik-123.livejournal.com/149069.html.
7. А до того о вилле ходило множество сплетен и легенд, инициировал которые в основном сам Николай Павлович своими чудачествами. Например, у входа в сад стоял мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, который хозяин приготовил для себя.
8. Название "Чёрный лебедь" было дано не просто так. Вся мебель, которая изготавливалась по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде чёрного лебедя. Такой же знак был изображён на салфетках, посуде, столовом серебре. Интерьеры дома оформлял художник-символист, лидер объединения "Голубая роза" Павел Кузнецов.
9. Сад украшали высаженные прямо в грунт пальмы, клумба перед террасой была засажена орхидеями, били фонтаны, по саду разгуливали павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.
10. Если осматривать здание сейчас, обходя его с левой стороны, то можно заметить, что оно теряет черты классицизма.
11. И приобретает некоторые черты модерна в боковом и дворовом фасадах.
12. Рядом находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
13.
14.
15. Раньше у гостей Рябушинского была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Посмотрим, чем можно полюбоваться теперь. Входим через боковой вход.
16. Интерьеры виллы полностью утрачеы, внутреннее пространство раздроблено на небольшие помещения.
17. Ныне сохранился только барельеф "Леда и лебедь" по мотивам скульптуры Б. Амманати, укрепленный в холле на стене.
18. Раньше внутреннее убранство виллы поражало гостей Рябушинского своей роскошью и экзотикой.
19. В своём имении Николай Павлович хранил собрание картин европейских мастеров — Кранаха, Брейгеля, Пуссена, а также полотна современных французских и русских художников.
20. Зато теперь можно увидеть довольно экономный ремонт.
21.
22. И некоторые намёки на прежнюю организацию внутренного пространства на лестничных пролётах.
23.
24.
25.
26. Вот и всё, что осталось от прежней роскоши.
published on
Запись
Комментарии (0)