Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Владимир Трошин. Почему первый исполнитель "Подмосковных вечеров" не достиг славы Магомаева и Хиля?

Фото с сайта shanson-e.tk

25 февраля скончался Владимир Трошин (1926-2008), певец вроде с легендарным статусом, но в первом эшелоне артистов никогда, на мой взгляд, не пребывавший.

Попытаемся выяснить, как Трошин заработал свою популярность, и что помешало ему достичь славы Магомаева или Хиля.

До поры-до времени Трошин был артистом, ударенным мхатовской школой (смотри записи по тегу МХАТ). В дипломном спектакле Школы-студии МХАТ он играл роль самую что ни наесть забойную для года 1947: Олега Кошевого в инсценировке «Молодой гвардии» Фадеева (смотри записи по тегу молодогвардейцы).

Во МХАТе Трошин проработал свыше сорока лет. В 1951 молодой актер получил Сталинскую премию второй степени за быстро забытый спектакль «Вторая любовь» (драматурга Елиазара Мальцева). В 1956 сыграл Ленина в «Кремлевских курантах». На исходе 1960-ых предстал Бубновым в «На дне» и Осипом в «Ревизоре».

Однако, самым значимым спектаклем для Трошина стала «Двенадцатая ночь» (1955), где он предстал Шутом, исполнившим с десяток музыкальных номеров на музыку Эдуарда Колмановского. Впрочем, еще до этого режиссеры обратили внимание на вокал Трошина. Специально для него писали песни к спектаклям «Дни и ночи», «За власть Советов», «Илья Головин».

Звездный час Трошина пробил, когда он вокально спас, казавшуюся безнадежной даже ее создателям, песню «Подмосковные вечера». От нее отказался Марк Бернес ( КАК СПУСКАЛИ С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ МАРКА БЕРНЕСА). Композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Михаил Матусовский отчаялись найти исполнителя. И тут появился Трошин. В 1957 «Подмосковные вечера» стали визитной карточкой Московского фестиваля молодежи и студентов.

В следующем году Трошин на глазах всего Союза попал в крайне двусмысленное положение.

Непонятно, что нашло на режиссера Григория Александрова, когда он решил переозвучить Утесова в «Веселых ребятах» вокалом Трошина, неприятно всех удивив. Естественно, Трошин сперва отбрыкивался от предложений Александрова. Тот привел следующие аргументы: звук у ленты не отвечает современным требованиям, а Утесов нынче пение на должном уровне не вытягивает. Это было прямое вранье. Утесов в 1958 находился в нормальной форме, да и приличная фонограмма первоисточника хранилась в Госфильмофонде. Окончательно Александров запутал житейски неопытного певца солгав, мол, сам Утесов просил переозвучить его Трошиным.

Едва обновленная версия увидела экран, Трошин получил от Утесова укоряющее письмо с рефреном: «Как же вы могли при живом артисте позволить себе такое?!»

Утесов страшно переживал, у него отобрали главное свершение в кино. Из под его пера вышла эпиграмма.

Был веселый фильм когда-то,

Были песни, была радость.

Где ж «Веселые ребята»?!

Обновили — стала гадость.

Обошлось это во сколько?

Все в бухгалтерском тумане…

Веселее стало только

В александровском кармане.

Трошину было не легче. Пару лет он вынужден был отказываться от выступлений в концертах, где планировалось участие Утесова. Объясниться им удалось только через три года.

Но это бы ладно.

Производя свою вивисекцию, Александров не учел лишь одного — зрителя. Из народа пошли косяком письма, удивляющиеся над сотворившимся безобразием. Возмущались, на страницах газет и критики, и композиторы. В итоге вышел приказ Госкино: «Изъять из проката все восстановленные копии «Веселых ребят» и выпустить на экраны первоначальный вариант».

Что и произошло, оставив у Трошина большую оскомину. По поводу этой истории он объяснялся всю оставшуюся жизнь, рассказывая всем желающим - как было дело.

Нельзя сказать, чтобы карьера Трошина после «Подмосковных вечеров» набирала обороты. Пожалуй, она была стабильна, не более. Трошин исполнил песни к фильму «Они были первыми», оказавшиеся очень удачными - «За фабричной заставой» и «Мы жили по соседству». Трошин первым, за три месяца до старта Гагарина, спел «Заправлены в планшеты космические карты...». Был первым исполнителем песни «Течет река Волга». Именно его выбрали организаторы концертов Марлен Дитрих в Москве. Трошин работал первое отделение, всемирная звезда — второе.

И все равно, даже при таких безусловных достижениях,  Трошин шел вторым номером. Почти все исполненные им хиты перепевались другими певцами, становясь чужими визитными карточками.

Все же слишком возрастным пришел он на эстраду,  при этом возраст ему не шел. Трошин рано начал лысеть, погрузнел, превращаясь в дядечку из соседнего подъезда. У него не было шампанской энергии молодости Хиля, Кобзона. Спокойный, выверенный артист. Характерно, что никогда он не участвовал в «Песне года», его не посылали на конкурсы. Чем дальше, тем больше Трошин исполнял не совсем оригинальный материал, перепевая «Дружбу» Козина, военные «В землянке» и «Эх, дороги...», «Одинокую гармонь». Уже в 1960-ые он занял нишу ретро-певца, ну и то хлеб — выходили пластинки, эфиры на радио.

Владимир Трошин в фильме "Дело было в Пенькове"

В театре дела Трошина начали провисать с приходом во МХАТ Олега Ефремова. Почему при таких делах Трошин окончательно не ушел на эстраду, бог весть, ведь МХАТ, по некоторым утверждениям, сломал ему и кинокарьеру, не отпуская на съемки?

Что успел сделать он в кино?

В 1957 году сыграл лектора в драме «Дело было в Пенькове». В следующем году — Ворошилова в «Олеко Дундич». Ворошилов стал визитной карточкой Трошина, он продублировал его еще в четырех фильмах. Кроме того, в запаснике актера исполненная роль Михаила Горбачева в фильме «Чернобыль. Последнее предупреждение» (1991) и Черчилля в «Крахе» (1968).

Трошин в роли Горбачева

Но и на эстраде настали времена не для Трошина. Вдруг пошла компания против певцов-шептунов, артистов без специального музыкального образования, таких как Барашков и Бернес ( ВИНОВАТ ЛИ КОБЗОН, ЧТО ПЕВЦА ЛЬВА БАРАШКОВА БЫСТРО ЗАБЫЛИ?). Попал под эту раздачу и Трошин.

Во время раздела МХАТа Трошин пошел за Дорониной. Поняв, что играть ему не дадут, уволился с концами.

Чтобы закончить МХАТовский сюжет в жизни и судьбе Трошина забежим вперед и скажем, как отреагировал на его смерть театр, где он прослужил сорок с лишним лет.

Когда вдова сообщила горестную весть администрации, то услышала: «А при чем здесь МХАТ? У нас Трошин уже двадцать лет не работает…»

Казалось, его карьера закончена, впереди пенсия, но в 1990-ые, на фоне ностальгии по старым песням о главном, у Трошина вдруг пошла волна  известности. Не знаю, что там было с концертами, а по телевизору в 1990-ые я натыкался на Трошина едва ли не каждый месяц и везде он казался к месту, в отличие от лет молодых. Теперь ему очень шел возраст.

Но на свете все не бесконечно. Трошина догнала лейкемия. 19 января 2008 года певец самовольно ушел из больницы, дабы выступить на концерте, посвященном прорыву блокады Ленинграда. Спел он «Подмосковные вечера» и «Сережку с Малой Бронной». Эстрада провожала Трошина рукоплесканиями и слезами.

Спустя месяц с небольшим он умер.

Оставив нам свои песни.


Источник: Владимир Трошин. Почему первый исполнитель "Подмосковных вечеров" не достиг славы Магомаева и Хиля?
Автор:
Теги: эстрада

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства