23 декабря скончался Владимир Балашов (1920-1996), еще один из актерской братии, что побалансировал на пороге популярности, да сгинул.
А начал Балашов с резкого старта.
Паренек из многодетной крестьянской семьи в семнадцать лет попал в школу киноактеров при «Мосфильме», в восемнадцать сыграл главную роль в антифашистской драме «Семья Оппенгейм». Именно эти обстоятельства определили шаткое положение Балашова – отсутствие крепкой театральной выучки делало его зависимым от кинематографа. Какое-то время Балашов состоял в театре-студии киноактера, но дни закончил штатником при киностудии Горького.
"Дело Артамоновых"
Сразу после успеха в «Семье Оппенгейм» Балашов женился на однокурснице Наталье Гицерот, которая доедала остатки своей славы. Визитной карточкой Гицерот (она была старше Балашова на пять лет) стала роль в блокбастере детских киносеансов «Джульбарс» (1935). Сама Наталья не подозревала, что фильм про собаку-пограничника станет самой значимой работой в ее кинокарьере. На пару с мужем она появилась в ленте «Семнадцатилетние» (1939).
А Балашов продолжил сотрудничество с Рошалем. Тот в 1941 задействовал его в экранизации Горького «Дело Артамоновых». Балашов играл младшего сына рода - горбатенького, религиозного. В 1942 Балашов появился в роли четко отрицательной, сыграв Виктора Лещинского в экранизации «Как закалялась сталь». В 1945 его задействовал сам Эйзенштейн в «Иване Грозном». Балашов играл Петра Волынца, который по замыслу заговорщиков должен был убить царя Ивана.
То есть, за пару лет карьеры актер перешел с главных ролей на эпизодические.
Однако, после войны последовал тяжкий период малокартинья, где Балашов не потерялся.
"Иван Грозный"
Вопреки сложившемуся мнению о застое «мрачного семилетия» последних годов сталинского правления, там наличествовал прямо таки ренессанс для людей с развитой чуйкой на социальный запрос. Никогда установки партии по части культуры не были (и в дальнейшем не будут) столь определенными. Трендов оказалось всего несколько и очень несложных – Россия приоритетна во всех областях и не будет прогинаться перед Западом; писатель должен глубоко проникать в жизнь и рассказывать не об истинном положении дел, а о том, как мы будем жить завтра, если сегодня потрудимся (так появилась теория бесконфликтности и колхозный пир во время засухи «Кубанских казаков»); Сталин - это Ленин сегодня. Отсюда мутный красочный вал «Кавалеров Золотой звезды», многочисленных биографий русских самородков и соперничество Геловани с Диким, кто круче изобразит Ленина сегодня.
Балашов играл как в «Сталиниане» («Клятва» (1946), «Третий удар» (1948)), так и агиографических байопиках а-ля рюс («Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950), «Римский-Корсаков» (1952)).
Это время характерно и еще одним обстоятельством: Сталин готовил ротацию кадров. Распределяя премии своего имени, щедро награждал дебютантов, отметив за семь лет плеяду молодых актеров. Несмотря на малокартинье в Советском кино появились такие звезды как Владимир Дружников, Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Сергей Бондарчук (
Что случилось дальше?
"Мусоргский"
После Лещинского в «Как закалялась сталь» Балашов сыграл в театре предателя «Молодой гвардии» Стаховича. Одной из самых заметных его ролей стал агент вражеской разведки Кобчиков в шпионском фильме «Тень у пирса» (1955). На этой картине Балашов сошелся с исполнительницей главной роли Раисой Матюшкиной, которая стала его второй женой.
Если Раиса Матюшкина, ставшая в замужестве Розой Балашовой, была лицом Александринского театра, то Балашов в театре не играл, а снимался в чем дадут. Иногда выпадали такие роли как Вальтер Зоннеберг (Вальтер Шелленберг) в «Щите и мече» (1968) или следователь в «Угрюм-реке» (1969), но в 1970-ых Балашова снимать почти перестали, даже эпизоды в кино стали для него редким случаем. В немалой степени это было связано с вечным бичом недостаточно занятых людей — алкоголем. Жена окончательно переехала в Ленинград, где у нее была работа в театре, оформив развод и под старость лет актер остался один.
"Щит и меч"
На исходе 1996 года у Балашова произошло обострение грыжи. Госпитализировали его слишком поздно.
Такая уж судьба...
Комментарии (0)