Какой Новый год на телевидении без фильма «Морозко»? В этом году у него ожидается два эфира, один из которых на Первом канале.
Впору вспомнить исполнительницу роли мачехи Веру Алтайскую (1919 – 1978), тем паче ушла она из жизни 28 декабря.
Парадокс заключается в том, что для Алтайской роли в фильмах Роу были малопочтенным финалом судьбы, что мыслилась при старте такой яркой.
По матери Вера принадлежала к дворянскому роду Чаплыгиных, а отца не знала совсем, называя папой отчима Константина Алтайского-Королева. Именно Алтайский помог выжить дворянскому семейству. Под сенью его забот Вера поступила в актерскую школу при «Мосфильме».
Алтайский был писателем, создавшим поэму «Ворошилов», которая очень Ворошилову понравилась. Также в его активе имелась поэма «Ленин», книга стихов «Буденновка», переводы акына Джамбула.
В 1938 Алтайского арестовали, вкатили десяточку, после отсидки еще раз арестовали. В лагерях он провел 17 лет.
На Вере судьба отчима, по счастью, не отразилась.
Ее настигли другие сложности.
"СВЕТЛЫЙ ПУТЬ"
Еще во время учебы Алтайская начала сниматься.
А также показывать норов.
В 1938 году режиссер Константин Юдин пригласил студентку на главную роль в фильме «Девушка с характером». Алтайская устроила на пробах такой трэш, что возмущенный Юдин накатал про нашу девочку заметку в газету.
«На фотопробе ей «мешал» свет. Она капризно морила губки, не могла «собраться», «войти в круг». Не хотела сниматься в шляпе, так как это не соответствовало ее «внутреннему состоянию». Наговорив кучу «мхатовских» терминов, она, наконец, удостоила группу тем, что позволила снять пару фотографий»
А ведь сыграй Алтайская в этом фильме, ее судьба сложилась бы всяко-разно, но по-звездному. В итоге же «Девушка с характером» определила судьбу другой актрисы – Валентины Серовой (
Дебютировала Алтайская в комедии Александрова «Светлый путь» (1940), в роли разбитной девицы Клавы, которой претит путь стахановки, а нравится наряжаться и крутить любовь.
Тогда же в ее жизнь впервые вошла сказка. В 1941 она появилась в роли принцессы в цветной новелле – экранизации Андерсена «Свинопас». Партнером ее был Юрий Любимов (
Главным фильмом молодой Алтайской стала легендарная картина «Машенька» (1942), где она играла красивую, ветреную, шаловливую разлучницу главных героев (
"МАШЕНЬКА"
В первую половину сороковых Вера снималась часто. Этому способствовал ее брак с Алексеем Консовским. Супруги тащили друг друга в проекты, куда их приглашали. Так Консовский появился в «Машеньке», а Алтайская в «Лермонтове» (1943), где муж играл поэта.
Разрыв с Консовским поставил кинокарьеру Алтайской на большой перерыв. Алексей выиграл кастинг на роль принца в экранизацию «Золушки» (именно по этой роли его до сих пор помнят). Алтайская должна была играть одну из зловредных сестер. Не желая сталкиваться с мужем на площадке, она от роли отказалась, уступив Елене Юнгер.
О причинах расставания поведала последняя жена Консовского, но здесь надо учитывать, что информация была ею получена не из первых рук.
«Почему они расстались, узнала от общих знакомых: водка превратила взрывной темперамент Веры Алтайской в сварливость и злобу... Алексей терпел сколько мог, жалея дочку. Когда терпение закончилось, ушел в никуда, оставив квартиру бывшей жене».
Одна из причин, лишивших Алтайскую киноплощадок заключалась в малокартинье, поразившем послевоенное кинопроизводство. Что ж, Вера играла в театре Киноактера. Достаточно сказать, что именно Алтайская дублировала Инну Макарову в роли Любки Шевцовой в легендарном спектакле «Молодая гвардия» (смотри записи по тегу
"СНЕЖНАЯ СКАЗКА"
Во второй половине 1950-ых кино снова входит в жизнь Алтайской, но возраст ее подкатывает под сорок, пора переходить на возрастные роли. Кокетливое продуванство больше не является меткой актрисы, все чаще в ее арсенал входит гротеск. Иногда гротеск принимает реалистические черты мещанки, решившейся на выгодный брак, как в комедии Леонида Гайдая «Жених с того света» (1958), иногда зловещий хохоток недалекой Продажной души («Снежная сказка»; 1959).
Впервые с Роу Алтайская встретилась в фильме «Марья-искусница», где сыграла Тетушку-Непогодушку. Затем были «Вечера на хуторе близ Диканьки» (жена Панаса), «Королевство кривых зеркал» (Асырк), само собой «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы» (дочь бабы – Яги), «Варвара – Краса, длинная коса» (старушка – веселушка).
Грим, дурацкие костюмы, раз счастливо найденные приемы... Основную проблему для Роу составляли главные герои сказок (смотри записи по тегу
"ОГОНЬ, ВОДА И... МЕДНЫЕ ТРУБЫ"
Если же Алтайской выпадало сыграть без гротеска становилось видно, что в кино у нее могла быть своя ниша неоднозначной женщины с трудной судьбой. Как в «Евдокии» (1961), где Алтайская изобразила Анну Шкипидар, требующую у матери, воспитавшей ее ребенка, алименты. Или корабельная повариха из короткометражки «Анетта» (1966).
"ЕВДОКИЯ"
Всю жизнь Алтайскую преследовали сплетни о непростом характере и пристрастии к выпивке. Основной источник последняя жена ее единственного мужа. Вот как объясняет она исчезновение актрисы с экрана:
«К сожалению, в последние годы ее почти не снимали — какому режиссеру захочется иметь дело с пьющей артисткой?»
После смерти Роу Алтайскую, действительно, снимали от случая к случаю.
Ушла она в один год с матерью и отчимом.
Возглас ее: «Прынцесса! Как есть прынцесса!» звучит в телевизоре под каждый новогодний праздник.
Комментарии (0)