Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Типичные ошибки при исповеди...

Ошибка первая. Слово Божие говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» (1Ин. 1:9). Заметьте, что сказано «грехи наши», а не «грехи соседей, родственников, коллег по работе» и т.п. Между тем, к сожалению, нередко люди начинают на исповеди рассказывать про грехи других людей вместо того, чтобы рассказывать о своих грехах.

Часто так проявляется тяга к самооправданию - как будто грех, совершенный человеком, которого я обидел, объясняет или смягчает мой собственный грех против него. Это антипокаяние. Ведь покаяние дано нам Богом как средство борьбы с грехом, а когда человек начинает во время исповеди осуждать другого и раскрывать чужие грехи, то он превращает покаяние в орудие совершения нового греха.

Хотелось бы от этого предостеречь. Само стремление оправдаться на исповеди может маскироваться под что-то невинное, например, просто под желание все в точности объяснить священнику, «чтобы батюшка понял все обстоятельства» и так далее. А в результате это приводит к повторению греха Адама и Евы. Когда Господь после грехопадения спросил, что они сделали, давая тем самым им возможность принести покаяние, они вместо покаяния начали сваливать свою вину на кого угодно, кроме себя. И мы знаем, чем все это закончилось.

Совсем не такому поведению мы должны подражать. Поэтому я хотел бы призвать к тому, чтобы во время исповеди мы не позволяли себе говорить о чужих грехах, но только о наших, чтобы мы не осуждали никого и не пытались оправдаться. Что же касается «знания всех обстоятельств, чтобы батюшка вошел в ситуацию», то стоит помнить, что исповедь прежде всего произносится Богу, а священник - это только свидетель, как он сам говорит при чтении специальной молитвы перед исповедью («Аз же точию свидетель есмь»). Исповедуетесь вы Господу в присутствии священника, а Господь, поверьте, ваши обстоятельства и так прекрасно знает. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Исповедовать все полезно с самоукорением, а с негодованием на других какая польза, [равно как] и от полных объяснений?»

Чтобы получить пользу от исповеди, нужно избегать вышеупомянутой бесовской ловушки и в целом попыток самооправдания и преуменьшения своего греха. Печально бывает, когда оказывается, что кроме как о грехах других людей человеку на исповеди и сказать-то нечего. Для таких один священник перед исповедью провозглашал: «безгрешных не исповедую, грехи соседей не отпускаю!»

Ошибка вторая. Иногда, хотя и гораздо реже, христиане впадают в другую крайность и начинают преувеличивать свои грехи. Например, человек кается в прелюбодеяния, хотя на самом деле прелюбодеяния он не совершил, а просто посмотрел с вожделением на другую женщину. Помня слова Евангелия о том, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:28), такой человек, однако, не говорит: «я прелюбодействовал в сердце своем», а просто: «прелюбодействовал», тем самым вводя в заблуждение священника как свидетеля покаяния. Некоторые исповедуют пришедший хульный помысел как уже состоявшееся отречение от Бога, и так далее.

Это тоже ошибка. Во время исповеди не следует ни преуменьшать ни преувеличивать свои прегрешения, а просто называть все как есть, максимально честно.

Ошибка третья. Способом сокрытия грехов на исповеди являются и такие по-видимому смиренные, но общие фразы как «всем грешна, батюшка» или «я великий грешник», если при этом человек не называет конкретно того, в чем он грешен. Разумеется, недопустимо сознательное утаивание какого-либо греха на исповеди. Об этом священник читает в том же тексте из требника перед исповедью: «Аще же что скрыеши, сугуб грех имаши», то есть, если утаишь что-либо, то не только не получишь пользы от исповеди, но совершишь еще больший грех.

Подчеркну, что речь идет именно о сознательно скрываемых грехах, а не о том, что человек просто забыл сказать во время исповеди. Изводить себя тем, что нечто забыл произнести, не стоит – это тоже искушение, через которое бесы пытаются смутить христианина и отвратить его от Причастия. Вспомненные после исповеди грехи нужно просто назвать во время следующей исповеди.

Ошибка четвертая. Еще хочу сказать относительно блудных грехов. Святые отцы говорили, что не следует исповедовать их в подробностях, достаточно просто называть сам грех. Так, например, преподобный Макарий Оптинский пишет: «на вопрос твой об исповеди скажу: святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы воспоминанием подробностей не осквернять чувств, а сказать просто вид греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя». То же советует и преподобный Никон Оптинский: «Не следует говорить подробности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их. Такую живопись картин греха, не чуждую услаждения воспоминанием греха, особенно в блудных делах, отцы не советуют дозволять себе, чтобы сердце, еще любящее грех, не умедлило и не усладилось грехом».

Разные хульные помыслы, которые приходят в голову, тоже не нужно в подробностях пересказывать, потому что таким образом мы даём им жить и распространяем их, хотя бы и в рамках исповеди. Не нужно давать им жизнь! Когда приходят хульные помыслы, нужно их просто игнорировать либо отсекать молитвой. Если получилось, то сразу, если не получилось сразу, то впоследствии, и на исповеди сказать просто, что были хульные помыслы или блудные помыслы, без подробностей. Чтобы не давать этим помыслам жизни ни в нашей голове все то время, пока мы несём их на исповедь, ни в самом таинстве исповеди. Как мусор мы выбрасываем, не рассматривая его подробно, точно так же и в этом случае нужно просто называть, не вдаваясь в детали.

Иногда бывают ситуации, когда исповедующийся не знает: то, что я сделал - это грех или не грех? И вот тогда, конечно, нужно рассказать священнику подробно все обстоятельства, чтобы священник мог сориентировать человека, является ли это грехом и если да, то каким. Но когда речь идет о тех грехах, с которыми все понятно, то в большинстве случаев не нужно рассказывать подробности, достаточно прямо назвать грех и свою степень вины в нем, и через это вывести его на свет правды Божией, свидетельствуя, что мы не отождествляем себя с этим грехом, но хотим избавиться от него и быть с Господом.


Источник: Типичные ошибки при исповеди...
Автор:
Теги: Духовное интересно Полезные советы

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства