Развивать талант ребенка некоторые родители мечтают чуть ли не с яслей. Малыш еще сидит на горшке: как понять, что он одаренный? Почему способности в математике связаны с рисованием? Как набор генов влияет на баллы ЕГЭ?
Об этом рассказывает «Российская газета».
Над тем, как предсказать успех ребенка в учебе и в жизни, ломают головы сотни научных коллективов по всему миру. Например, экспериментально доказано: по тому, как нарисует человечка четырехлетний малыш, можно предсказать его оценки по математике в шестом классе.
Почему? Рисование — хороший тест на интеллект. Количество деталей, уровень их проработанности, даже то, сколько у нарисованного героя рук и ног, — все может служить неким «маркером».
Но это вовсе не значит, что хорошо рисующий ребенок получит в будущем Филдсовскую премию. Все гораздо сложней. Играет роль и набор генов, который достался от родителей, и среда, в которой растет малыш.
— Идут исследования, которые позволят определить конкретные наборы генов, ответственных за интеллект. Например, британские ученые доказали, что оценка, полученная английскими школьниками за выпускной тест (аналог нашего ЕГЭ), на 60 процентов зависит от наследственности, — говорит директор Института биологии и биомедицины ННГУ им. Н.И. Лобачевского (вуз — участник проекта 5-100), специалист в области нейронаук Мария Ведунова. — В другом исследовании ученые нашли набор генов, связанный с тем, сколько лет в среднем человек тратит на обучение, какие оценки он получает.
Правда, достоверность таких прогнозов пока невысокая, но инструменты в руках ученых становятся все совершеннее. Во многих странах идут исследования, в которых участвуют тысячи детей. Так, в Америке, например, 13-летним школьникам предложили написать математический тест для старшеклассников (аналог ЕГЭ).
За судьбой тех, кто справился лучше всех (1 процент участников), ученые следили на протяжении 35 лет. Для многих из этих ребят наука стала профессией. Так что исследователи в итоге смогли предсказать успешность, выраженную в количестве полученных патентов и научных публикаций.
Возможно, в будущем и результаты российского ЕГЭ смогут стать подобным ориентиром. Такие исследования у нас уже начинаются. Правда, по словам Марии Ведуновой, решение тестов никак не коррелирует с лидерскими и другими личными качествами. Поэтому так сложно предсказать, кем может стать ребенок, который хорошо решает задачки в школе.
— Есть очень мощный волевой компонент, который обеспечивает успех людей с более низким стартовым интеллектуальным уровнем. И здесь очевидно, что иногда способность взять себя в руки и учить, в то время когда есть игры, телевизор, друзья, важнее, чем генетически обусловленная способность, например, к логическому мышлению, — говорит Мария Ведунова.
Очень известный «зефирный тест»: на стол перед ребенком кладут зефирку и предлагают выбор — возьми ее сейчас или потерпи 15 минут. Если вытерпишь — получишь две зефирки. Эксперимент был проведен в Стэнфорде еще в конце 60-х годов. И вот достоверные данные: дети, которые выбирают две «отсроченные» зефирки вместо одной, более успешны в учебе и в жизни. Почему? Они умеют контролировать свои желания.
— Кроме того, есть так называемые эпигенетические факторы: они активируются или подавляются в зависимости от внешних условий. Даже очень хорошая генетическая предрасположенность в итоге может оказаться нереализованной, если человек, например, не смог продолжать обучение, — говорит Мария Ведунова. — Это так и называется — «нереализованный генотип». Поэтому самое главное — заниматься развитием ребенка и следить за его наклонностями, направляя его творческий и интеллектуальный потенциал, создавая мотивацию и усиливая волевой компонент.
Из жизни гениев
Билл Гейтс
В школе Гейтс не преуспевал в грамматике, обществоведении, но получал высшие отметки по математике. «Я помешался на компьютерах, — писал он. — Пропускал физкультуру. Сидел в компьютерном классе до ночи. Каждую неделю мы проводили там по 20-30 часов. Когда мы с Полом Алленом украли пароли и взломали систему, я остался без компьютера на целое лето. Тогда мне было 15-16 лет…»
В 1973 году Билл Гейтс поступил в Гарвардский университет. Спустя два года был отчислен и сразу стал заниматься программным обеспечением. Впоследствии администрация университета все-таки решила вручить ему диплом.
Николай Гоголь
В Нежинской гимназии Гоголь не был прилежным учеником: был слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Учитель латинского языка вспоминал: «Он учился у меня три года и ничему не научился… Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает… Это был талант, не узнанный школою».
Товарищи Гоголя были невысокого мнения о его литературных способностях, особенно в области прозы: «В стихах упражняйся, а прозой не пиши: очень уж глупо выходит у тебя. Беллетрист из тебя не вытанцуется, это сейчас видно…»
Томас Эдисон
Учителя в школе признали его «ограниченным». «Я никогда не был способен хорошо учиться в школе, — вспоминал Эдисон. — Всегда был в числе последних в классе. Я почти решил, что я, должно быть, тупица».
Мать забрала его из школы и дала ему первое образование. Искала книги по предметам, которые были интересны ее сыну в первую очередь. В итоге первой научной книгой, которую он прочитал, была «Натуральная и экспериментальная философия».
Позднее Эдисон говорил: «Моя мать сделала меня таким; она поняла меня; она дала мне возможность следовать моим склонностям».
published on
Комментарии (1)