12 сентября отмечает день рождения Татьяна Доронина, о личной жизни которой мы уже говорили.
Раздавая оценки своим мужчинам, Доронина классифицировала Олега Басилашвили самым интеллигентным (
Ну еще бы…
Если с Басилашвили и Химичевым Дорониной было чем мериться, то драматург Радзинский обеспечивал ее материалом и не стремился выйти на сцену подыграть.
Вот об этом и поговорим.
Театральная слава Татьяны Дорониной упрочилась в БДТ Александра Товстоногова, где в начале 1960-ых собралась может быть лучшая труппа в Союзе. Доронина играла в «Горе от ума», «Трех сестрах», «Идиоте», выходила на сцену в «Моей старшей сестре» Володина. В 1964 в театр принес свою новую пьесу «104 страницы» про любовь» Эдвард Радзинский. Отсматривая репертуар Товстоногова он увидел Доронину в двух спектаклях – «Варварах» и «Горе от ума».
И влюбился.
С Михаилом Волковым в спектакле "104 страницы про любовь"
Чувство оказалось взаимным, в 1966 Доронина и Радзинский поженились. Это привело к тому, что Татьяна покинула раскрутивший ее ленинградский БДТ и поехала за Радзинским в Москву. Но не только, конечно, за Радзинским. «Мосфильм» планировал перенести на экран «Старшую сестру» и «104 страницы про любовь». Как верно заметил Радзинский: «Если бы Таня осталась в БДТ, никто и никогда не увидел бы её как киноактрису».
Меж тем уход такой актрисы как Доронина больно бил по Товстоногову. Не желая ее терять, он дал телеграмму: «Буду в Москве для нашего разговора. Товстоногов».
Доронина вспоминала:
«Я пришла на эту встречу. И мне было очень неудобно, потому что знала, что вернуться я не могу. Так сложилась моя судьба. Трагедия героини в этой ситуации – когда так много женихов. Я уже потом поняла, думаю: «Боже мой! Мне надо было наплевать на все! И понять, что же ему стоило при его гордости и гордыне, просить меня вернуться! И что же с ним было, когда я сказала, что это невозможно и с чем же он приехал, и что же с ним творилось?!»
Вообще Товстоногов рассматривал свои разрывы с актерами (хорошими, разумеется) как личную драму. Переживал уход Иннокентия Смоктуновского (
Если учесть, как уходили Смоктуновский, Борисов и другие поведение Татьяны, действительно, было безупречно. Ну, вот есть муж, и есть театр. Мужа другого пойди - найди, а другой театр можно.
Дорониной, однако, так не казалось. Она усмотрела в записке мастера упрек и позже будет расценивать свой уход как ошибку, ведь брак с Радзинским продлится всего пять лет, а такой театр как у Товстоногова больше не попадется.
Актриса говорила:
«Мне уже много лет, и я отлично знаю, что тот период великого счастья, которое было подлинной жизнью, которой она должна быть. И надо это, это ценить, а не заниматься дамскими делами».
Прошлое не имеет сослагательного наклонения, заметим только, что всесоюзная слава оказалась возможной для Дорониной только в результате переезда в Москву. Хит в кино следовал у нее за хитом – «Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь», «Мачеха».
"Старая актриса на роль жены Достоевского"
А семья?
По Радзинскому расставание произошло поскольку у Дорониной оказался строптивый характер, на роль жены она решительно не подходила. Мудрому драматургу хватило сил разделить «Жену» и «Актрису». Разойдясь с женой, как с актрисой он сохранил с Дорониной творческие отношения.
Во МХАТе вышла пьеса «О женщинах» (1970), в театре Маяковского «Беседы с Сократом» (1976) и «Она в отсутствии любви и смерти» (1980), в театре Ермоловой «Спортивные сцены 1981 года» (1986), в Московском театре эстрады «Приятная женщина с цветком и окном на север», Виктюк поставил «Старую актрису на роль жены Достоевского» (1988).
Во всех этих постановках по пьесам Радзинского блистала Доронина.
Вот, пожалуй, так и надо расставаться.
Не разрывая отношений с искусством.
Комментарии (0)