Таллин прекрасен! Здесь есть всё — от стеклянных небоскребов и советских панелек до крепостных стен и средневековых башен, обильно приправленных зеленью, морем, и холмистым рельефом. Несмотря на то, что этот архитектурный коктейль из разных стилей и эпох смешан на сравнительно компактной территории, город смотрится на удивление гармонично. Инородными объектами выглядят только дымовые трубы предприятий, торчащие в самых неподходящих местах. В Таллине нет хирургической стерильности, как во многих городах Северной Европы, но нет и разрухи, свойственной постсоветским странам. Про старый город будет отдельный пост, а сегодня прогулка по новому Таллину.
В столице Эстонии по-скандинавски высокие цены на жилье, если в центре Риги или Вильнюса вполне можно снять двухместный номер в хостеле за $20-25, то в Таллине цены ровно в два раза выше. Самый дешевый вариант оказался недалеко от центра города, но условия проживания в нем были настолько ужасными, что не возникло желания даже отдохнуть с дороги, захотелось поскорее бросить вещи и убежать оттуда куда подальше. Так в итоге и сделал: оставил в номере багаж и пошел изучать город нелегке. Через пять минут оказался на площади Свободы:
Здесь стоит Монумент победы в Освободительной войне — бетонная колонна высотой 23 метра, обшитая стеклянными панелями. Венчает колонну Крест Свободы — первый орден независимой Эстонии, учрежденный в 1919 году:
Войну за независимость Эстония вела с Советской Россией, которая не желала сдавать без боя разлетающиеся в условиях революционной смуты осколки рухнувшей империи. Однако, как и в случае с соседней Финляндией, война завершилась победой Эстонии, и страна впервые в истории получила независимость:
Которую, правда, утратила в 1940 году после включения её в состав СССР, но это уже другая история. На противоположной от монумента стороне площади стоит лютеранская церковь св. Иоанна 1867 года постройки:
На площади Свободы эстонцы применили необычный способ организации общественного пространства — скамейки и кадки с деревьями установили на платформы с колесиками. Очень интересное решение, нигде такого не видел — можно легко перемещать платформы с места на место, меняя облик площади или освобождая место под массовые мероприятия, которые здесь проходят регулярно:
В сквере недалеко от площади Свободы установлен памятный камень в честь польского антикоммунистического движения «Солидарность», которое первым в странах Восточного блока свергло коммунистическое правительство летом 1989 года:
На полированном куске гранита на трех языках — эстонском, английском и польском, выбита информация об этом монументе. Он был установлен 20 августа 2010 года в девятнадцатую годовщину независимости Эстонии от СССР, которую страна объявила в 1991 году в разгар августовского путча в Москве. По замыслу авторов камень должен напоминать об универсальных человеческих ценностях — свободе и солидарности:
Помимо надписи «Солидарность», камень украшает металлический глобус, на котором отмечены всего два города — Таллин и Варшава:
Самый лучший способ быстро ознакомиться с городом — посмотреть на него с высоты. В Таллине это можно сделать из гондолы гелиевого шара, который поднимает всех желающих на высоту 120 метров:
В гондолу помещается 30 человек:
Правда стоимость 15-минутного полета 25 евро! Откровенная обдираловка, в Париже в парке Андре Ситроена работает такой же шар, там стоимость ровно в два раза меньше — 12 евро. Для тех, кто не хочет отдавать пару десятков свободно конвертируемых единиц за полет на шаре есть хорошая альтернатива. Местные подсказали, что с такой же высоты можно полюбоваться Таллином совершенно бесплатно. Сделать это можно с крыши отеля «Рэдиссон Блю Скай». Для этого нужно с уверенным видом, не привлекая лишнего внимания охраны и персонала, пройти через лобби отеля к лифту и подняться на 24-й этаж, а оттуда по ступенькам выйти на крышу, где находится терраса с рестораном. С крыши Рэдиссона весь город как на ладони:
Высота 90 метров, стоимость 0 евро, время пребывания не ограничено. Передаем привет «Таллинскому Шару»:
Гостиница Виру, построенная в 1972 году, в советское время была самой роскошной в городе. В ней останавливались Нил Армстронг, Элизабет Тейлор, последний шах Ирана и советские знаменитости, вроде Никиты Михалкова, Пугачевой и Терешковой:
Таллинская телебашня тоже была построена в советское время, ее открытие приурочили к Олимпиаде-80. Высота шпиля — 314 метров, что делает башню самым высоким сооружением в Эстонии. Огромная бетонная постройка на заднем плане — элеватор грузового порта Мууга, способный вмещать до 300 тысяч тонн зерна:
Труба котельной (справа) и кирпичная труба бывшего целлюлозно-бумажного комбината (слева). Кирпичная труба была построена еще в 1937 году и сейчас находится под угрозой обрушения. В местных СМИ пишут, что от нее отваливаются кирпичи и пробивают припаркованные рядом автомобили насквозь:
Все виды таллинского наземного транспорта в одном кадре:
Чтобы рассмотреть его поближе спустимся с небес на землю. 1 января 2013 года весь общественный транспорт Таллина стал для жителей города бесплатным. На приезжих из других городов и стран халява, увы, не распространяется. Самый популярный вид транспорта в столице — автобус, в городе действует 72 автобусных маршрута:
Есть варианты с гармошкой:
А для туристов по городу ходит двухэтажный автобус с открытым верхом, работает, как и во многих европейских столицах, по принципу «зашел-вышел», то есть на любой из остановок можно сойти для осмотра достопримечательности и уехать следующим автобусом по тому же билету:
Второй по популярности вид транспорта — трамвай, он перевозит около 25 миллионов пассажиров в год:
Подвижной состав представлен старыми чешскими «Татрами»:
И новыми испанскими CAF Urbos:
Помимо рейсового транспорта есть и индивидуальный — такси в ассортименте:
И развитая система велопроката:
В порту Таллина работают сразу несколько паромных компаний:
В наследство от советской власти таллинцам досталось много панельных многоэтажек, знакомых любому жителю бывшего СССР:
Выглядят они немного опрятнее, чем в России или Беларуси:
Хрущевки и брежневки — не самый худший вариант проживания в Таллине, в районе автобусного вокзала сохранились целые кварталы малоэтажной деревянной застройки. Некоторые дома явно необитаемы:
Но во многих до сих пор живут люди:
Для богатых таллинцев строят новые районы с видом на море, как, например, квартал пряничных домиков Ильмаризе, построенный в районе Рыбного порта:
published on
Запись
Комментарии (0)