Музей Сванетии или музей истории и этнографии Местиа, как он назывался раньше, я настоятельно рекомендую к посещению, если вас занесет в эти края. Причем, я даже не знаю, как разумнее поступать: оставлять музей напоследок, как это сделали мы, или с него начинать знакомство с культурой и бытом сванов. Плюсы есть у обоих вариантов. С одной стороны, гид заранее даст развернутые ответы на все вопросы, которые могут возникнуть во время поездок по Сванетии, и вы будете видеть не просто форму — башни-замки и суровые лица горцев, — но и будете знать содержание — почему всё так сложилось. С другой, завершая поездку музеем, вы увидите уже знакомые места такими, какими они были сто и более лет назад.
Монахи на экскурсии.
Музей в этом [2016] году отмечает своё восьмидесятилетие. Недавно он переехал в новое здание, которое в мой первый приезд в 2011 году находилось в стадии строительства. В современном здании два этажа, на первом выставлен небольшой этнографический отдел, на втором — основная экспозиция, в которой представлены старые фотографии, предметы сванского быта и главное богатство музея — иконы, культовые предметы и драгоценности. Общий фонд — около 4000 экземпляров, среди которых есть поистине бесценные экспонаты. Удивительно, но в отличие от других провинциальных музеев, Музей Сванетии не лишился своих основных сокровищ в пользу Музея Грузии в Тбилиси.
Холл с видом на башни Местиа.
Начнем со второго этажа. В первом зале выставлены старые фотографии.
На этом снимке — Нижний Чажаский замок. Его разобрали для постройки коровника. Остались только маленькая церковь и башня, что выглядывает из-за неё, сейчас она является мемориалом участников ВОВ.
Следующий зал представлен археологическими экспонатами.
Украшения.
«Овцептицы» — особый вид изображений, встречающийся только в Сванетии и Раче.
Керамика и стекло. Эти изделия привозились из восточной Грузии.
Монеты Боспорского царства (IV-III в. до н.э.), существовавшего по обе стороны Керченского пролива.
Но самое интересное — это экспозиция икон, церковных книг и атрибутики, собранных в общинах. Интересно оно вот почему. Сванетия всегда была самым изолированным углом Закавказья, с внешним миром общалась минимально и неохотно, но, если все прочие горцы (хевсуры, пшавы, тушинцы, осетины) не строили даже храмов, то сваны и храмы строили, и имели свою иконопись, и создавали свои рукописные книги с миниатюрами. Получается, что они не только пасли овец, но и имели время учиться рисованию и иным сложным технологиям.
«Спаситель». Местиа, 11 век.
«Святой Георгий». Ипари, 11 век.
«Сорок Севастийских мучеников». Латали, 12 век.
В зале с иконами произошла неприятная история. Одна из сотрудниц музея стала запрещать фотографировать, причем агрессивно бросаясь на людей с угрозами вызвать полицию. Вместе со мной там находилась большая туристическая группа из Польши или Прибалтики, и люди в прямом смысле опешили. Она действительно вызвала музейного охранника и тот, появившись в зале, только смущенно улыбался. Сотрудницу утихомирили коллеги и куда-то вывели. Группа продолжила осмотр и фотографирование, но осадочек, как говорится, остался.
Святой Георгий, работы сванской школы (община Ленджери, 13 век), Богородица с младенцем (Латали, 12-13 век) и серебряный крест (Этсери, 12 век).
Чеканка.
Выставочный зал.
Алтарный крест из Латали, 13 век.
Пергамент, 15 век.
Евангелия, 897 г.
Резной аналой.
На первом этаже представлена экспозиция бытовой утвари, одежды и оружия.
Ритуальный котел не влез ни в один зал, поэтому нашел себе место у окна.
Одежда.
Сундуки.
Украшения.
Оружие.
После осмотра музея мы покинули Сванетию. Где-то на серпантинах у Ингурского водохранилища сделали остановку, чтобы купить мёд. Пока мама договаривалась о цене, появился Вахо. О, что это был за мужчина! Он нёс эмалированный чайник с вином. Налив полную кружку вина и протянув моей маме, он тут же попросил её руки, обещая беззаботную жизнь и вечный праздник. С тех пор выражение «чайник вина» присутствует в моем обиходе.
published on
Запись
Комментарии (0)