24 января отмечает день рождения Ирина Шмелева, актриса, которая подобно Ирине Розановой и Елене Яковлевой успела застать налаженное советское кинопроизводство, вот только в отличие от этих актрис не смогла в новое время удержать приобретенной славы.
Один из показателей актерского профессионализма, - режиссеры, сняв тебя раз, приглашают в следующий фильм. Вот это случай Шмелевой. Не по разу ее снимали Данелия, Коренев, Басов, Озеров.
Закончила же Ира Эйрамджаном.
Но обо всем по порядку.
"НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ"
Первую значимую роль в кино Ирина сыграла еще студенткой Щуки. То был боевик «Найти и обезвредить» (1982). На дефиците жанра картина о поимке отдыхающими преступников собрала неплохую кассу.
В 1985 Шмелева сыграла Зою Космодемьянскую в фильме Юрия Озерова «Битва за Москву». Роль эту она продублировала у того же режиссера в «Трагедии века» (1993).
А вот сотрудничество с Владимиром Басовым (
Тем не менее, ее эпизодическая работа Басову понравилась. Он пригласил актрису в свой последний фильм «Семь криков в океане» (1986).
"КИН-ДЗА-ДЗА"
Гораздо лучше обстояли дела с Данелией. У него Шмелева снялась в эпизоде фантасмагории «Слезы капали» (1982), а в «Кин-дза-дза» сыграла инопланетянку. Потом был еще «Паспорт» (1990).
Наиболее действенным режиссером в жизни Шмелевой оказался создатель «Большой перемены» Алексей Коренев. Он сделал под актрису комедийный боевик «Акселератка» (1987). Картина вошла в топ-10 лидеров кинопроката 1987 года и я помню, как мои одноклассники восхищались этой картиной, главным образом потому, что Шмелева там на секунду предстала в чем мать родила.
«Акселератка» сыграла с начинающей актрисой не очень хорошую штуку. С одной стороны, Ирину начали после этой картины узнавать, а с другой у актрисы сложился непритязательный комедийный имидж. Упрочила этот имидж Ирина сотрудничеством с Эйрамджаном (
Первый раз они встретились на площадке фильма «Где находится нофелет?» (1987), где Эйрамджан был сценаристом. Потом вышли «За прекрасных дам!» (1989), «Бабник» (1990), «Импотент» (1996).
Шмелева говорила:
«Я постепенно набирала популярность, входила в самый лучший для актрисы возраст, когда молодость еще не ушла, а опыт уже есть. Казалось, впереди столько прекрасных ролей... Но в конце 1980-х началась «эра кооперативного кино». И поставила крест на всех моих актерских планах. Правда, поняла это я не сразу».
"БАБНИК"
Недовольство собой накатывало на Шмелеву еще и потому, что личная жизнь складывалась через пень-колоду. Никак не получалось родить, когда же Ирина забеременела случился выкидыш.
Шмелева говорила:
«Вот тут до меня и начало доходить, что ничего в жизни не происходит просто так. Всему есть причина, все взаимосвязано, одно событие вытекает из другого. Я ведь играла Панночку в Театре имени Гоголя. И Панночка, и то, что пошла к экстрасенсам, и многое другое — все эти события были соединены какой-то мистической логикой, я разбудила темные силы и потеряла ребенка».
В 1998 году Шмелева решилась на эмиграцию, ибо муж получил контракт с американцами на создание компьютерных программ. Актриса перебралась за ним в США. В Голливуд пробиться не пыталась, - что там было делать возрастной актрисе без знания языка? Получила профессию маркетолога, устроилась риэлтором в Нью-Йорке. Нормально живет, не бедствует.
Иногда приезжает в Россию для съемок в разовых проектах.
Вовремя спрыгнуть с корабля искусства, не делая из этого трагедии, тоже надо уметь.
Комментарии (0)