12 апреля 1919 года состоялся первый субботник, устроенный рабочими депо «Москва-Сортировочная». Не знаю как нынче, а еще в середине 1980-ых об этом оповещала всех умеющих читать памятная табличка на здании станции.
Субботники входили в мифологему СССР, благодаря истории об Ильиче, который на первомай бревно таскал. Сие пресловутое бревнышко упоминали столь часто, что оно вошло в народный фольклор, и даже удивительно как цензура пропустила клоунаду Шуйдина и Никулина про бревнышко.
К брежневскому времени субботники, сиречь инициатива поработать бесплатно, выродилась в мероприятие, которое мой дедушка иронически называл «принудиловкой».
Начиналась принудиловка со школьных времен.
Вот об этом и поговорим.
Обозначив время и место действия: 1980-ые годы, московская окраина Дегунино, средняя школа.
Для диплома о среднем учились тогда десять лет, а неполное среднее получали после восьмого класса.
С первого же класса школьник включался в операцию по сбору макулатуры. Из рассказа Носова «Про Гену» я знал, что прежде дети собирали и металлолом, но в мое время педагоги, видимо, доперли, что таскать пудовые железяки вредно для неокрепшего организма. За десять школьных лет сбор металлолома не объявлялся ни разу.
Макулатуру собирали раз в четверть.
Впервые со сбором макулатуры я столкнулся лет в пять. Внезапно днем раздался звонок в дверь. Дедушка сидел с товарищем на кухне, он и открыл, я выбежал в коридор вслед за ним (
И вот я сам звоню в чужую дверь и спрашиваю: «Макулатура есть?». Это игра, соревнование, чей класс наберет бумаги больше.
Ради сбора нас отпускали на продленке со школьного двора пастись по окрестностям. Мы делились на компании, бросались на штурм подъездов и могу засвидетельствовать, - в данном случае энтузиазм наличествовал. В третьем классе мы обошли всех соперников, собрав тонну. Тонну, Карл! Допускаю, чего-то могли приписать, но четко помню, забитый бумажными тюками приемный подвал.
Это 1983 год, дальше в макулатурном деле пошел грандиозный спад. Вся школа не наскребала и сотни килограммов. Я больше за макулатурой не бегал, но от приемки ее не отказывался, особенно если ради этого освобождали от уроков. Приемка давала возможность рыться в бумажной рухляди, выуживая интересные штуки – старые номера «Мурзилок» и «Пионеров». В основном же в макулатуру шли газеты, «Работницы» со «Здоровьем», «Юный техник». Книг почти не было. Ни разу не попался мне «Крокодил» или «Веселые картинки» (
Субботники начались сразу после начальной школы. Они были явлением нечастым, годовым. Обязательный субботник падал на последние числа апреля и включал в себя уборку территории. Школа, где я учился, щеголяла анархизмом, потому доверить покраску оградок никому из орлов было нельзя, мгновенно окажутся окрашенными форменные платья девочек, очки беззащитных ботаников, на асфальте будут выведены слова и рисунки сексуальной атрибутики, а ограды останутся неокрашенными. Да что, краска! Нам даже метлы не доверяли, ими ведь так хорошо салить. То есть, на субботник мы выходили вооруженными только руками и фантазиями. Много ли так наработаешь? Веточки собрать и все. Главным для классного руководителя оказывалось не прибрать территорию, а соблюсти при этом дисциплину, чтобы никто не ушибся, не подрался, не потерялся.
Сложнее обстояли дела с практикой.
Начиная с четвертого класса после окончания учебного года следовало отработать неделю практики. Почему-то именно от нее отвертеться не удавалось, видимо, сверху спустили перестроечную инициативу. Сразу объявили, держа на крючке, что отработка будет засчитываться при приеме в девятый класс, куда брали не всех (школа была переполнена - из трех восьмых классов здесь испокон веку формировался один девятый). Кроме того, практикантам полагался нехилый обед. Не какой-нибудь школьный столовский, а с жареной картошкой (так-то обычно давали пюре) и мясом, куском торта.
При этом, чем занимались на практике, хоть убей, не помню. Так, отдельные вкрапления. Вот девочкам выдают шторы и отпускают домой к стиральным машинам. Они свободны, в отличие от мальчиков, которых посылают расставлять лавки в актовом зале.
Наличествовали и бесплатные повседневные обязанности, которые по идее, должны были выполнять взрослые профессионалы за плату.
Уборка класса.
Ежедневно назначалась пара дежурных, скоблящих после уроков кабинет. Требовали не просто веником помахать, а влажной уборки. Классному руководителю в этом случае было важно составить психологически совместимые пары. Нужно помнить, что Эдик тайно симпатизирует Люде, обычно его убираться не заставишь, но перед Людой он уберется. Толя лучше всего сработается с Петей, только классному нужно предупредить, - работу будет проверять лично и если заметит хоть соринку, заставит перемывать еще раз.
Замечу, что уборщицы в школе были, но на тысячу оглоедов их не хватало, а вот охранников не было вовсе, их функции выполняли дежурные по школе. Они проверяли наличие сменной обуви, сторожили во время уроков раздевалку (откуда все равно пропадало все, что лежало в карманах, дежурные же первыми их шмонали), записывали опоздавших в школу (как правило, безответственных первоклассников, дяди из выпускного, на требование назвать фамилию лишь показывали кулаки).
Для старшеклассников раз в неделю включался режим УПК и вот было не совсем безнадежно.
Вместо школы ты ехал на учебно-производственный комбинат, осваивать азы выбранной профессии. Большинство парней рвалось на авторемонт, я решил двинуться по стопам матери и выбрал товароведение. В четверг с утра до часу дня работал в магазине, потом отправлялся на лекцию в училище. За год-два обучился нехитрому мастерству фасовки, приему товара, да много чему. Итог? В девятом классе я проходил пресловутую летнюю практику в магазине и получил предложение от руководства бросить школу на фиг, и перейти в магазин на постоянку.
Был при школе и летний лагерь труда и отдыха (ЛТО), базирующийся, насколько помню, в Краснодарском крае. Там и деньги платили, но я туда не ездил и только завистливо слушал рассказы, как клево отдыхалось.
О труде никто из рассказывающих не вспоминал.
А как бесплатно трудились в СССР вы?
С большими потерями?
Или весело?
Комментарии (0)