Район Арбата был в начале XX века весьма престижным местом, там жили в основном дворяне, а купеческим домам было отведено не более трети квартала.
1. Дома, которые в то время стояли на улице Большая Молчановка, сейчас оказались в самом начале проспекта Новый Арбат.
Как выглядело это место в начале прошлого века, можно увидеть на фотографии, сделанной Эмилием Владимировичем Готье-Дюфайе. Готье-Дюфайе, известный московский общественный деятель, благотворитель и коллекционер, был действительным членом Императорского московского археологического общества, членом Русского фотографического общества, а также одним из основателей комиссии "Старая Москва".
Фото Эмилия Владимировича Готье-Дюфайе, 1912-1914
В 1960-х годах география местных улиц и переулков сильно изменилась из-за строительства проспекта Калинина — будущего Нового Арбата. И три дома, которые изначально стояли на улице Большая Молчановка, оказались в самом начале Нового Арбата.
2. Сейчас эти дома №№ 3, 5, 7 по Новому Арбату выглядят вроде так, да не так — дом №3 почти не изменился, дом №5 приобрёл неожиданную окраску, дом №7 надстроен двумя этажами.
3. Дом №3 был построен как доходный архитектором Николаем Ивановичем Жериховым (1870-е годы — 5 октября 1916 года) в 1914 году. Этот московский архитектор, яркий мастер эпохи модерна, родился в Смоленске. Выходец из крестьян, не получивший полноценного архитектурного образования в 1902-1915 годах был одним из самых востребованных архитекторов Москвы, построив за 12 лет 46 доходных домов в престижных районах города (в основном они сосредоточены в районах Арбата и Остоженки).
4. До 1968 года в этом доме жили простые граждане, потом он был передан в ведение государственного аппарата МВД.
5. Дом № 5 — это один из очень немногих старых домов, сохранившихся на Новом Арбате. Особняк Э.М. Федотовой был построен в 1900 (1902) году по собственному проекту архитектора и гражданского инженера Сергея Федотова, мужа владелицы.
Дом Э.М. Федотовой — эклектичный особняк, стилизованный в духе неоготики с элементами модерна. В начале прошлого века, когда он не был стиснут соседними более высокими домами, выглядел как небольшой замок с башенками.
1904-1910
6. Окна различной формы и размера, сочетание керамической плитки с оштукатуренными поверхностями — всё это элементы нового в то время стиля модерн.
7.
8.
9. В 1923 году здание вошло в комплекс роддома №7 имени Г.Л. Грауэрмана, став его административным корпусом. После присоединения к роддому особняк был перестроен: для связи с лечебным корпусом на уровне второго этажа построили крытый переход.
10. В 1991 году роддом Грауэрмана был закрыт; на сегодняшний день в особняке продолжается ремонт внутри здания.
11. В этот раз удалось увидеть, как этот домик выглядит со двора.
12. С этой стороны хорошо видна конусная башенка.
13. Через решётку видна винтовая лестница в башне.
14. Следующий дом №7 тоже был построен архитектором Жериховым и стал одним из последних в его жизни. Вот в нём и располагался лечебный корпус родильного дома № 7 имени Г.Л. Грауэрмана.
published on
Запись
Комментарии (0)