Порт — сердце любого приморского города. Это – ворота в город. Порт может рассказать очень многое и об истории города, и о его характере. Сочинский морской торговый порт – не исключение. Гуляя по Сочи, обязательно загляните сюда и полюбуйтесь прекрасным и таким узнаваемым зданием Морского вокзала Сочи, изящными яхтами, лайнерами из далеких стран.
Порт в Сочи до революции
Сейчас даже не верится, но вплоть до 30-х годов XX века в Сочи не было защищенного порта. Долгое время суда швартовались в русле реки Сочи. В конце XIX века были построены две пристани. Одна, принадлежавшая Русскому Обществу Пароходства и Торговли (РОПИТ), находилась около «Кавказской Ривьеры», другая, «Российского общества», — неподалеку от Михайло-Архангельского собора.
Предполагалось, что здесь смогут причаливать каботажные суда. Но из-за конструктивных недочетов и периодического разрушения причалов штормами, тут могли швартоваться только небольшие парусные суда. В летний период они заходили в Сочи всего несколько раз в неделю, оживляя жизнь тихого города, каким тогда был Сочи. В зимний период навигация практически прекращалась.
Большие суда вставали на рейд только в хорошую погоду. Оттуда на шлюпках пассажиров доставляли на берег. Если же штормило, то они шли дальше, в поисках благоприятного места, откуда пассажиров по берегу привозили бесплатно до места назначения.
В начале XX века Сочи становится модным курортом, чему во многом способствовала Первая Мировая война, лишившая русских курортников традиционных мест отдыха в Европе. Встала острая необходимость строительства порта. Но возможностей для этого в то время не было.
Великая стройка города-курорта
С начала 1930-х годов Сочи превращается в главный курорт Советского Союза. На своей сочинской даче неоднократно бывал Сталин, лечившийся на мацестинских водах.
По теме:
- Дача Сталина в Сочи
- Мацеста: сероводородные источники и бальнеологический курорт
К 1940-му году в городе и пригородах было построено более 30 санаториев и других оздоровительных учреждений. Разумеется, всесоюзной здравнице требовался новый порт, способный обеспечить регулярное морское сообщение и качественное обслуживание пассажиров.
В 1934 году начало свою работу пароходство «Сочинское управление Морского Флота», район деятельности которого простирался от Анапы до Батуми. В Сочинский порт были включены приписные пункты Мацеста, Хоста, Адлер, Пицунда, Гагра, Гудаута.
Грузовые и пассажирские операции по обслуживанию судов Крымско-Кавказской линии осуществлялись с 200-метровой свайной пристани. В порту были построены временное деревянное здание Морского вокзала для приема пассажиров, эллинг для подъема катеров, судоремонтные мастерские, грузовой склад.
Война помешала дальнейшему строительству. Работы возобновились лишь в 1947 году. За 10 лет были построены Северный и Южный молы. В 1948 году было завершено строительство начатых еще до войны грузового и судоремонтного причалов, год спустя появились мелководный глиссерный и бункерный причалы. На месте разобранной свайной пристани в 1950 году построили пассажирский причал №2, в 1955 году — причал для судов длиною до 92,5 метров.
После окончания строительства портового мола в середине 50-х годов пляжная линия, протянувшаяся от Морского порта до гостиницы «Жемчужная», оказалась размыта подводными течениями. Существующая ныне Приморская набережная — насыпная.
Морской вокзал Сочи
15 декабря 1955 года был торжественно открыт Морской вокзал, возведенный по проекту архитекторов К.С.Алабяна и Л.Б.Карлика в стиле «сталинского ампира». Двухэтажное здание увенчано 71-метровой башней с шпилем из нержавеющей стали.
Шпиль венчает пятиконечная звезда диаметром 3 метра, увеличенная копия звезды Ордена Великой Отечественной войны 1-й степени. Статуи работы скульптора В.И.Ингала, установленные на двух из трех ярусов башни, символизируют четыре времени года и четыре стороны света. Дельфины на верхнем ярусе означают богатство сочинского побережья. В целом, центральная часть Сочинского вокзала напоминает здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
В сквере перед Морским вокзалом установлен фонтан с 7-метровой чашей, в центре которого восседает богиня мореплавания — Навигация. В одной руке она держит парусник и лоцию, а другой останавливает волнение и благословляет моряков на счастливое плавание.
published on
Запись
Комментарии (0)