Вопрос оказания помощи людям с ограниченными возможностями с каждым годом становится более актуальным. К сожалению, в России культура заботы об инвалидах недостаточно развита. В числе тех, кто пытается изменить существующую ситуацию, можно отметить профессиональных кинологов, которые для реабилитации таких людей успешно привлекают собак.
Регулярное общение и взаимодействие с питомцем оказывает благоприятный эффект на самочувствие человека и помогает ему справиться с недугами и некоторыми заболеваниями. Многие ученые утверждают, что причиной этого является эмоциональная связь и привязанность между животным и его владельцем, которая способна положительно влиять на физиологические изменения в организме человека. Кроме того, в настоящее время воспитываются питомцы для различных видов реабилитации: собаки-поводыри, ездовые собаки для детей с девиантным поведением, питомцы для канис-терапии.
Если обратиться к истории, то подготовка собак-поводырей зародилась как помощь воинам, потерявшим зрение на фронтах Великой Отечественной войны. Основной задачей питомца является предупреждение своего владельца обо всех преградах, которые встречаются на пути. Благодаря этому специально обученные животные дают возможность слепому человеку свободно передвигаться в общественных местах.
Галина Гаскарова, старший ветеринарный консультант Ветеринарного информационного центра Hill’s: «Процесс подготовки собаки-поводыря из взрослого животного занимает, в среднем, полгода и является очень сложным и трудоемким. Каждый питомец должен пройти предварительный отбор, проверку, дрессировку, научиться сотрудничать со своим хозяином. Такая работа – одна из сложнейших собачьих профессий, которая требует предельного внимания, собранности, способности спокойно реагировать на других животных, городской шум и транспорт. Собаки-поводыри помогают преодолеть не только физические, но и психологические трудности, которые возникают у человека, потерявшего зрение».
В настоящее время помощь людям с ограниченными возможностями осуществляется также посредством канис-терапии. Такие занятия предполагают тесный тактильный и эмоциональный контакт ребёнка с собакой, серьёзную психическую и физическую нагрузку на животное. Терапия имеет комплексный подход и строится на основе игр и упражнений, которые подбираются с учетом характера и личностных особенностей пациента, его возраста, а также состояния здоровья. Российским канис-терапевтам приходится иметь дело с очень разными группами заболеваний, в основном требующих индивидуального медицинского подхода к каждому ребенку. Благодаря канис-терапии дети с различными нарушениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата быстрее социализируются и начинают лучше ориентироваться в окружающем их мире.
Одной из развивающихся моделей канис-терапии являются занятия с собаками ездовых пород (маламуты, хаски, самоеды, чинуки, чукотская ездовая, метисы). Благодаря им у детей с девиантным поведением отмечается значительное снижение агрессии, улучшение самоконтроля, внимания и памяти. В истории даже известен опыт содержания питомников ездовых собак при сиротских учреждениях, в которых воспитанники не только занимаются ездовым спортом, но и ухаживают за собаками, тренируют их, выставляют на выставках и принимают участие в соревнованиях.
В процессе терапии каждое животное становится верным другом человеку. Несомненно, питомец испытывает серьезную психологическую нагрузку, однако, любовь к людям и отзывчивость помогают собакам успешно справляться с возложенной на них ответственностью.
published on
Запись
Комментарии (0)