ВОТ В ТАКОМ ИЗДАНИИ Я ЧИТАЛ БРАТЬЕВ ГРИММ
4 января родился Якоб Гримм (1785-1863).
Братьев в семье Гримм было целых восемь, но в историю вошли только Якоб и Вильгельм.
Именно эти двое составили известный всему миру тандем сказочников.
Сказок братья выпустили больше, чем Андерсен (
В результате полный сборник сказок братьев Гримм читался мною не одну неделю. Устав от не всегда интересных для школьника историй, я брал перерыв, откладывал книгу, но возвращался к ней снова.
В отличие от Перро и Андерсена братья нередко приходили к советскому ребенку из-за границы. Я впервые познакомился с их творчеством благодаря гдровским пазлам и это была чуть ли не единственная в моей коллекции буржуинская игрушка.
ПАЗЛ ВЕРХНИЙ СЛЕВА Я ТОЧНО СОБИРАЛ. ОСТАЛЬНЫЕ НЕ ПОМНЮ
Кроме того, братьев Гримм взял в оборот кинематограф ГДР. Фильмы по гриммовским мотивам оккупировали популярную телепередачу «В гостях у сказки». Да, по качеству это была явно не продукция Роу с Птушко, но смотрелось.
Я больше всего любил «Госпожу Метелицу» (1963), которая казалась куда мощнее нашего «Мороза Ивановича», даром что сюжет один и тот же. Снятая в условных декорациях картина была стильной, особенно поражал финал, когда Ленивицу облагодетельствовали смолой на голову. После просмотра смола стала для меня фетишем, тем паче на дачном участке мне удалось найти килограммовый смоляной камень. Я все выдерживал его на солнце, желая растопить до жидкого состояния, вот только зачем, сказать затрудняюсь.
"ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА" —
Делал «Госпожу Метелицу» Готфрид Кольдиц, прославленный постановкой ряда вестернов с Гойко Митичем. Роль положительной сестры играла Карин Уговски, ставшая лицом гдровской линейки сказок Гримм. Она также появлялась в фильмах «Золотой гусь» (1964) и «Король Дроздобород», которые часто гоняло наше ЦТ.
Еще одной гдровской картиной, произведшей впечатление, но гораздо меньшее, чем «Госпожа Метелица» была «Беляночка и Розочка» (1979). Там нашлось место злому Горному духу карликового вида, который при просмотре мог напугать.
ГОРНЫЙ ДУХ ИЗ "БЕЛЯНОЧКИ И РОЗОЧКИ"
Из-за границы, но уже капиталистической, приходили братья Гримм в виде мультфильмов.
В 1955 году советский кинопрокат обогатила диснеевская «Белоснежка и семь гномов» (1937). Официально ее не покупали, крутя как «трофейное» кино. С тех пор на протяжении тридцати с лишним лет диснеевский мультик веселил детей на новогодних утренниках в ДК.
В преддверии нового, 1980 года, в советских кинотеатрах пустили шикарное японское аниме «Принцы-лебеди» (1977).
Но наши мультипликаторы не очень отставали.
"ХРАБРЫЙ ПОРТНЯЖКА"
В 1964 году сестры Брумберг порадовали роскошным мультом «Храбрый портняжка», решив эту сказку в жанре мюзикла. Почти полчаса красочного действа заставляло меня застывать у телека, когда ее показывали.
Продолжив эксперимент со сказками братьев, сестры в 1969 показали свою вариацию «Короля Дроздоборода». «Капризная принцесса» называлась она. Данный мультик получил пиар, благодаря книжечке. В детстве я встречал такое издание почти в каждом доме.
Главным произведением СССР по сказкам братьев Гримм, правда, очень вольным стали «Бременские музыканты».
Первый раз их экранизировал еще Птушко в 1938. Сейчас этот кукольный мульт помнят только синефилы, чего нельзя сказать о рок-н-рольной веселухе Инессы Ковалевской с музыкой Гладкова и пением Анофриева.
Популярность «Бременских музыкантов» зашкаливала. «Песня друзей» входила в каждый мультконцерт. По мотивам мультика вышли пластинки, и многие советские дети были разочарованы гриммовским оригиналом, где нет никакого Трубадура, принцессы, короля.
В 1973 один из авторов сценария «Бременских музыкантов» Василий Ливанов затеял продолжение «По следам бременских музыкантов» и опять успех, хотя в данном случае от братьев остались только животные, а всех героев забил драйвовый образ сыщика.
В 1984 Наталья Голованова представила версию сказки «Горшочек каши». Симпатичный мультик, сохраняющий колорит западной старинной сказки.
Все это смотрелось с удовольствием, чего нельзя сказать о передаче «Будильник», которая вдруг в 1987 разродилась «Интервью с братьями Гримм». Вильгельма Гримм играл Александр Галибин; журналистку, что отправилась к братьям за интервью Наталья Вавилова (
«Интервью с братьями Гримм» растянули на две передачи. Сейчас я нахожу данный выпуск достаточно милым, похожим на «Сказку за сказкой» Ленинградского ТВ. В подростковом же возрасте телевизор на этой передаче разочарованно выключался, как выключался он при появлении в рамках «Будильника» Александра Проханова, Юрия Богатырева, Юрия Волынцева. Становилось понятно, что впереди ждет постановка стихов Барто, рассказов Зощенко или Пантелеева, песнота на мотив «Волка и семерых козлят» или пляски под одобрение капитана Врунгеля. По иронии судьбы, именно эти выпуски гуляют сейчас по интернету и сложно объяснить младым поколениям, в чем «Будильник» был прекрасен. Он был прекрасен «Мультлото», с участием Надежды Румянцевой; доставлял почтальоном Печкиным в исполнении Александра Вдовина; визитами разных клоунов с репризами.
Таковы явления братьев Гримм советскому ребенку, которые удалось вспомнить мне.
Комментарии (0)