На городскую стену я поднялся уже под вечер первого дня пребывания в Сиани. Начинало смеркаться, но радовало и то, что одновременно с этим тучи стали постепенно рассеиваться, пропуская последние лучи заходящего солнца. Памятуя о любви китайцев лазать по стенам, честно говоря, ожидал, что под конец рабочего дня и здесь будет достаточно многолюдно, но оказалось всё совсем не так. Стена была практически пуста.
Во всех путеводителях и на информационных сайтах сообщается, что это — единственная из всех китайских городских стен, которые сохранились до наших дней. Последняя похожая стена существовала ещё в Пекине, но при возведении метрополитена она была разрушена. В Сиани тоже прокладываются ветки подземного транспорта, но в отличие от столичных властей своё наследие они тщательно охраняют. С первого взгляда даже не скажешь, что этому каменному сооружению уже перевалило за 600 лет:
Свою историю стена ведёт с эпохи правления династии Мин (1368-1644 года). Это был XIV век, времена правления императора Чжу Юаньчжана. Летописи гласят, что когда Чжу Юаньчжан захватил Хуэйчжоу, ещё задолго до образования династии Мин, один отшельник по имени Чжу Шэн сказал ему «построить высокие стены, запасти много провизии и ждать, когда он будет объявлен императором». Чжу Юаньчжан последовал этому совету:
Когда все китайские земли были объединены, он приказал местному правительству построить массивные городские стены на протяжении большого участка. Чжу уверял, что «среди всех земель, гор и рек центральная территория государства Цинь является самой укрепленной, неприступной и стратегически надежной». Удивительно, но та стена, которую мы видим сегодня, выглядит практически также, как и шесть столетий назад:
Однако, опиралась она на фундамент ещё более ранней городской стены, строительство которой относится к эпохе правления династии Тан (618-907 годы). Та стена была построена из земли, которую клали слой за слоем. Основание её было сделано из смеси земли, известняка и клейкого риса. Такая смесь делала стену очень прочной и устойчивой.
Позднее стена была полностью обложена кирпичами. А вокруг города вдоль неё был вырыт широкий и глубокий ров. Над рвом проходил огромный убирающийся мост. Когда мост в нужные моменты убирался, город становился фактически неприступным. Даже сейчас, с проходящей вместо рва асфальтовой дороги у подножия, легко представить всю бесперспективность штурма таких оборонительных сооружений:
Сегодня высота стены составляет 12-14 метров, толщина в нижней части составляет 15-18 метров, а протяженность — 13,7 км. Через каждые 120 метров установлен крепостной вал.
Крепостные валы — это башни, которые тянутся от главной стены. Они были построены для того, что солдаты могли видеть врагов, пытающихся взобраться на стену. Расстояние между крепостными валами примерно равно расстоянию полета стрелы. Это позволяло воинам защищать стену и в то же время быть недоступными для стрел противника. Всего построено 98 крепостных валов. На наблюдательной площадке, расположенной наверху, находился часовой:
С каждой стороны стены были созданы ворота для заезда в город. Они были единственным входом и выходом из города. Поэтому эти ворота были очень важны со стратегической точки зрения. Правители города всегда ломали голову над тем, как их защитить. В Сиане северные, южные, восточные и западные ворота состояли из трех башен. Это были башня у ворот, которая держала откидной мост, узкая башня и главная башня.
Башня у ворот играла очень важную роль. Она использовалась для того, чтобы поднимать и опускать откидной мост. Узкая башня находилась посередине. Ее внутренние стены имеют квадратные окна, через которые лучники стреляли в противника. Главная башня находилась всех дальше от рва. Она служила непосредственно для входа в город:
Вообще, башен на стене очень много. Особенно часто они встречаются на каждом из четырех углов стены. Это демонстрирует их стратегическую важность во время войны:
Вдоль верхней части городской стены проходил зубчатый верхний край. Под каждым из 5984 зубьев располагалось квадратное отверстие, которое служило для наблюдения за противником и его поражения из луков. Нижние внутренние стены называются бруствером. Они служили для того, чтобы предотвращать падение воинов со стены во время многочисленных перемещений. В наши дни здесь нередко устанавливаются различные экспонаты разных веков, символизирующих боевую славу этих стен, как например, этот полуразвалившийся лафет от пушки:
В XV веке Сиань перестал быть столицей, и укрепление потеряло свое стратегическое значение. Тем не менее, монументальное фортификационное сооружение продолжало стоять и крепнуть:
Шли столетия, а стена как стояла, так и стоит. Город уже разросся далеко за её пределами, но и сегодня она составляет одну из важнейших архитектурных доминант центра города. А отличный обзор с высоты нескольких десятков метров — это еще один плюс этой уникальной достопримечательности Сианя:
Взобравшись на стену, сегодня всякий обратит внимание на контраст между обликом города внутри стены и вне её. С одной стороны — старый город с тесными густонаселенными городскими кварталами, сохранившими очертания старинной строгой геометрической планировки:
…а с другой — современные небоскребы с кричащими рекламными вывесками и автострадами:
Лицезреть открывающиеся со стен панорамы Сианя и правда доставляют немало удовольствия. Город очень колоритный, красивый, ухоженный:
Особенно понравилось следить за бурными перемещениями местных жителей, спешащих с работы кто куда по своим делам. С высоты, где всё тихо и спокойно, такие картины навевают какие-то даже философские думки:
Но вернёмся на стены.
Как уже отмечалось выше, людей здесь практически нет. Не знаю с чем это связано, может быть сказывались большие пешеходные пространства, где людские массы просто визуально терялись:
С другой стороны, известно, что местные используют стену как ещё одну дорогу, позволяющую избежать пробок в часы пик. Автомобили по ней не ездят, а вот мотоциклы и трехколесные электровелосипеды с прицепчиками — запросто. Но ни тех, ни других, за исключением небольших прогулочных электрокаров, встретить также не удалось:
Кстати, и у подъема на стену, и наверху есть прокат велосипедов (около 40 юаней за полтора часа, вверху расценки выше). Там можно взять любой понравившейся транспорт: от простых моделей до тандемных велосипедов с вместительными багажниками. Также можно воспользоваться услугами китайских рикш, либо взять напрокат электромобиль, наподобие тех, что используют в гольф-клубах. Но покрытие дороги на городской стене неровное, дорога с ухабами, поэтому прогулка на велосипеде — на любителя:
Вдоль всего своего периметра стена украшена китайскими красными фонариками, которые освещают достопримечательность ночью. Говорят, особенно красивы прогулки после 8 часов вечера, когда здесь загорается множество цветных огней:
Ещё по ходу прогулки можно порассматривать всевозможные объекты культурного прошлого Сианя, которые аккуратно расставлены вдоль стен, с поясняющими табличками рядом. Этакий музей под открытым небом:
Кроме того, на территории городской стены регулярно проводится Марафон, участники которого должны преодолеть три полных круга вдоль стены. И ежедневные костюмированные шоу, в котором участвуют артисты, разодетые в живописные средневековые костюмы. Но ни того, ни другого лично мне увидеть не удалось. Видимо, поздно пришел:
Но это и не расстроило. Как по мне, так городской стене Сианя и не нужны дополнительные методы привлечения внимания. Она и без того восхитительна! Разве что местным жителям она, похоже, немного приелась:
published on
Запись
Комментарии (0)