Эта неприметная для современного туриста башня московского Кремля таит в себе массу историй. С момента начала ее строительства в 1485 году на месте древних, еще со времен Дмитрия Донского, так называемых Чешковых (или Шешковых, Чушковых) ворот, она связала себя с историей Руси. Ворота были названы по двору боярина князя Даниила Галицкого, связанного с фамилией Чешки... В древних русских летописях запишут повеление московского царя Ивана III: «того же лета июля в 19 день заложена бысть на Москве на реке стрелница, а под стрелницею выведен тайник, а поставил ее Онтон фрязин».
Надо сказать, что до приглашения итальянского зодчего Антонио Джиларди реконструкцией белокаменной тогда московской крепости, в частности возведением проездной башни с секретом занимались местные мастера Кривцов и Малышкин. Но во время землетрясения 1471 года в Москве их каменное творение не выдержало проверки и разрушилось до своего основания, так как «известь была неклеевита, а камень нетвёрд». Джиларди прибыл в Москву в 1469 году в составе свиты кардинала-поляка Виссариона для участия в подготовке бракосочетания между князем московским Иваном III и его будущей супругой Софией Палеолог. Иностранец заметил тщетные старания московских зодчих по укреплению городской крепости. А после их неудачной попытки предложил свои услуги. Московские власти с удовольствием приняли это предложение, так как понимали, что у их мастеров просто не было достаточных знаний для каменного зодчества: "известь была неклеевита, а камень не твёрд." Но Джиларди останется известным на Руси под именем Антона Фрязина. Фамилия иностранца была созвучна месту его происхождения «Франк». Однако позже постепенно трансформировалось во Фрязин. Иван III обязал иностранного архитектора обеспечить защиту царских палат в Кремле надежными крепостными стенами и башнями со стороны реки. Поэтому его работа не была ограничена строительством одной башни. А замысел Джиларди был не так прост. Он максимально укрепил фундамент крепостного строения и вывел в нем каналы, тайные подземные проходы, помещения для солдат и устроил там укрепленный колодец со скрытым выходом к руслу реки. Это обеспечивало возможность тайных вылазок в стан атакующих крепость врагов и проведения диверсий.
Первоначальный вид Тайницкой проездной башни XV-XVI в.в. .
Позднее по соседству с Тайницкой башней будут построены Безымянная и Благовещенская, в которых хранились порох и другое вооружение. Как и указал Иван III, Тайницкая башня взяла на себя основную роль в обороне Кремля со стороны Москвы реки. Кроме того укрепление получило внешний вид, созвучный русскому национальному зодчеству. Основание крепости представляло собой четырёхгранник периметром 34 сажени (72,42 м), вытянутый по оси запад-восток. в 1680-м русские зодчие установят на этом четверике дозорную вышку. Она была украшена ширинками и полуколоннами, имевшие по два проёма с каждой стороны. Все строение завершалось шатровым четырёхгранным окончанием. На каждой стороне было сделано по одному слуховому окну с треугольным фронтоном. Крыши покрыты черепицей и украшены вертикальными жгутами по бокам и середине каждой грани. Высота башни достигала 38 метров. Арка ворот заложена на южном фасаде. В толще торцевых стен башни были предусмотрены винтовые лестницы. Над проездными воротами были установлены площадки для артиллерийских орудий. Кроме того башня соединилась с соседними высокими арочными переходами. Надо сказать, что установленные в башне Тайницкие ворота имели сугубо военное назначение и постоянно были закрыты и охранялись стрелецким караулом. Только царь имел право прохода через них. Публично ворота открывались в период православных праздников Богоявления, Крещения, когда московский царь, окруженный свитой, выходил к Москве-реке.
Тайницкая башня с устаовленными орудиями
Часовые на башне оповещали население Москвы о пожаре, наступлении врага или иной опасности, используя в качестве тревожного сигнала колокольный звон. Кроме того ее украшением стали установленные здесь городские часы с боем. Однако в 1674 году их сняли. Ведь роль основной башни в Кремле перешла к Спасской. Несмотря на это, с Тайницкой башни до 1917 года ежедневно, точно в полдень, с ее стрельницы производился выстрел из пушки.
Основные испытания на Тайницкую крепость выпали в период сдачи московского Кремля войскам Наполеона. Во время пожара в Москве она пострадала от взрыва пороха в соседней Безымянной башне. Ворота сгорели, а крепостной колодец был разрушен. Не исключено, что французы знали о подземных секретах московской крепости. И уходя, русские войска закрыли, таким образом, проходы в тайные корридоры Кремля от французов. Любопытно, что 15 февраля 1826 г. в период реконструкции башни в колодце при невыясненных обстоятальствах утонет сторож ІІІ Департамента Надворного суда. Это заставит власти скорым образом восстановить надлежащую защиту крепости и его внутренних строений, в том числе колодца. Восстановительные работы были полностью закончены в сентябре 1829 года.
Вид на Тайницкую башню со стороны Москвы-реки
К приходу на престол Александра III на площадке Тайницкой башни установят фонтаны, струи которых освещались цветными огнями и ниспадали в Москву-реку. В 1896 году Тайницкая крепость будет играть ключевую роль в освещении Кремля. Бьющие в реку фонтаны заменят на «водяной каскад». Вода по специальному насосу подавалась на башню и спускалась вниз по отходившим с крыши ступеням. Каскад подсвечивался бенгальскми огнями и специальными прожекторами. У ее подножия были устроены настоящие световые шоу, которым могут позавидовать и современные организаторы торжеств.
Ночные световые шоу у Тайницкой башни XiX век
После революции 1917 года и Великой Отечественной войны Тайницкая еще несколько раз перестраивалась. Проездные ворота были окончательно замурованы, а колодец засыпан или закрыт от внешнего глаза. Также была убрана выступающая часть башни к Москве-реке в связи с открытием у стен Кремля автодороги. Вообще, можно сказать, что Тайницкая башня скрылась из виду. Однако она по прежнему хранит и защищает в себе ту душевную частичку московского Кремля, которую вложил в свое каменное произведение русский итальянец Антон Фрязин.
Использованы фотоматериалы
Комментарии (0)