Словно таинственное и незримое проклятие порой висит над некоторыми кораблями. Например, капитан некоего танкера военно-морских сил США В. Скотт, уйдя в отставку, поведал трагическую судьбу своего корабля.
Однажды, доставив солярку в Европу, танкер выходил порожняком из английского порта в Атлантику. Но тут у него при маневрировании заклинило передачу дизельного двигателя. Включался лишь задний ход.
Ответ на запрос в штаб флота оказался категоричным: «Немедленно возвращаться любым способом!» Пришлось кораблю плыть кормой вперед через весь океан. На ремонт его поставили в док на одной из баз в Карибском море. Одновременно решили освежить покраску.
Когда очистили серо-голубую и покрыли борта розовой грунтовой, из штаба пришел приказ немедленно выходить с топливом в Германию. И пришлось танкеру с экзотической расцветкой плыть до Бремена, где его обидно окрестили розовой пантерой моря…
После перекраски в нормальный цвет с танкером продолжали происходить чудеса и приключения. В него ударила молния, повредив, правда, лишь радиорубку. Затем корабль оконфузился, приняв в свои танки сырую нефть вместо солярки и проделав напрасный путь в 5 тысяч миль.
Окончил он свою жизнь печально: заходя в один из портов близ Лос-Анджелеса, протаранил грузовой теплоход. Ударом разворотило левый борт, но восстановительный ремонт был возможен. Однако из штаба пришел приказ перегнать неудачливый танкер на склад металлолома.
Печальная участь постигла и либерийский теплоход «Рио Мар». Пять раз попадал он в различные аварийные ситуации, пока выведенные из себя владельцы не поставили его в октябре 1983 года на прикол в греческом порту Пирей, целый район которого специально используется в качестве своеобразной платной стоянки для неиспользуемых судов.
Однако несчастья не оставили судно. Не прошло и месяца, как на нем вспыхнул пожар, который с трудом удалось погасить. Выгорело несколько кают. Через неделю судно вновь попало в аварию: под действием сильного ветра оно стало дрейфовать на якорях и столкнулось с панамским танкером «Жасмин».
Оба судна получили серьезные повреждения. Через пять дней вспыхнул пожар, который удалось ликвидировать, но он уничтожил значительную часть надстройки. Не ожидая следующей аварии, владельцы судна решили продать его на слом.
В 1941 году английский корабль «Тринидад» охотился за немецкими эсминцами. Обнаружив один из них, «Тринидад» выпустил по нему торпеду. Но команда упустила из виду влияние холодных арктических вод на управляющий механизм снаряда. Моряки, сгрудившись у борта, с ужасом увидели, что линия движения торпеды закругляется.
Описав полный круг, торпеда разнесла машинное отделение «Тринидада», выведя корабль из строя до конца войны.
Суперсовременному фашистскому линкору «Шарнхорст» повезло еще меньше. Будучи достроенным только до половины, он уже по загадочным причинам перевернулся в сухом доке. При этом более сотни рабочих были раздавлены насмерть и еще около двухсот получили тяжелые увечья.
«Шарнхорст»
«Шарнхорст» вернули в прежнее положение, заковали в цепи и укрепили балками. Каждую деталь проверил десяток мастеров, однако очередных неприятностей избежать не удалось. Шпангоуты гнулись невероятным образом, балки и такелаж срывались и калечили людей. Руководители верфи вынуждены были даже повысить плату судостроителям, чтобы они не разбежались, а тех, кто не прельстился высокой зарплатой, заставили продолжать работу под дулами автоматов.
В день спуска линкора на воду в гавань прибыл сам Адольф Гитлер. В его присутствии о борт «Шарнхорста» была разбита символическая бутылка шампанского, оркестр играл бравурный марш, главный инженер уже готовился принимать поздравления от фюрера.
И тут неожиданно семидюймовый трос лопнул, и «Шарнхорст» рухнул на две береговые баржи, одна из которых вместе с экипажем тут же пошла ко дну, а на другой погибла почти вся команда, собравшаяся на палубе и наблюдавшая спуск линкора.
Гитлер, безмерно веривший во всякого рода знамения, после этой ужасающей трагедии хотел немедленно отдать приказ об отправке злосчастного судна на металлолом. Однако менее суеверные генералы отговорили его от столь поспешного, по их мнению, решения. И, как оказалось, зря.
Во-первых, несмотря на превосходные ходовые характеристики и супервооружение, «Шарнхорст» за годы службы умудрился потопить только два вспомогательных английских судна. А во-вторых, ему катастрофически не везло: несчастья преследовали его буквально с дьявольским постоянством.
Так, во время обстрела с моря Данцига в носовой башне линкора непонятно отчего произошел взрыв, убивший и ранивший двадцать человек. Днем позже вышла из строя система подачи воздуха во второй носовой башне, отчего в пороховых газах задохнулось еще двенадцать моряков.
Год спустя линкор участвовал в обстреле Осло, подвергся атаке и был торпедирован. Следуя на ремонт, он в широком устье Эльбы столкнулся с гражданским трансатлантическим лайнером «Бремен», который в результате сел на мель и вскоре был расстрелян британскими бомбардировщиками.
После многомесячного ремонта, едва «Шарнхорст» приступил к боевому дежурству у норвежских берегов, на нем вышел из строя радар. Пока его приводили в порядок, под покровом темноты гитлеровский линкор окружила целая эскадра английских кораблей, которые начали расстреливать «Шарнхорст» буквально в упор.
Поразительно, но факт: командир «Шарнхорста» не принял боя и решил попросту удрать, прорвав окружение. Но в результате атаки английских торпедоносцев потерял ход и загорелся. Буквально за несколько минут пожар достиг артпогреба, и ужасающей силы взрыв практически разломил «Шарнхорст» пополам.
26 декабря 1943 года один из мощнейших кораблей нацистского флота исчез в волнах северо-восточнее мыса Нордкап. Из двухтысячного экипажа спаслось только тридцать шесть человек.
Однако двое из их числа погибли уже на берегу при невероятнейших обстоятельствах. Решив приготовить обед, они разожгли примус из аварийного комплекта, и то ли что-то не так сделали, то ли проклятие, висевшее над «Шарнхорстом», все еще действовало, но аппарат взорвался, облив бензином обоих матросов, и те сгорели заживо…
Пожароопасный «Тирпиц»
Значительную часть своей биографии нацистский линкор — «Тирпиц» — простоял то у причальной стенки, то в доке. Причина всегда была одна — необходимость устранения последствий очередного пожара.
Впервые «Тирпиц» загорелся вскоре после своего рождения. 15 июля 1941 года на линкоре возник пожар такой силы, что тушили его десять часов подряд. Официальная версия случившегося — неосторожность… киномехаников. Они якобы неправильно перематывали кинопленку и прозевали момент, когда она загорелась от трения.
Через три месяца «Тирпиц» загорелся снова. На этот раз огонь едва не добрался до хранилищ со снарядами. Официальная версия: кто-то из матросов курил в неположенном месте и не загасил окурок.
Спустя еще несколько месяцев — очередной пожар, который тушили почти двое суток. Спасло линкор от полного выгорания только то, что во время возникновения пожара он находился не в море, а на базе и пожарные приступили к работе немедля.
В дальнейшем «Тирпиц» горел еще трижды. Естественно, на ремонт после подобных катаклизмов уходило время, и судно, предназначенное для охоты за вражескими кораблями, большую часть времени проводило в ремонтных доках и лишь малую — на боевых дежурствах.
Во время одного из ремонтов несколько матросов с «Тирпица» прибыли в краткосрочный отпуск домой и тут же попали в гестапо за то, что рассказали своим близким о мистических «смертоносных небесных лучах», все время поражавших их корабль.
После войны пожары на линкоре странным образом прекратились, зато участились многочисленные поломки, которые и привели в конце концов к тому, что в начале 50-х годов XX века он был разрезан на части и пошел в металлолом.
Несчастливые названия
«Титаник», не завершивший ни одного путешествия и являющийся одним из самых.популярных и одновременно невезучих кораблей в истории мореплавания, стал вторым в серии суперлайнеров компании «Уайт Стар», совершавших регулярные рейсы между Европой и Америкой. Первым был «Олимпик», третьим — «Британник».
Это должны были быть самые роскошные лайнеры в мире. Однако стали они самой невезучей серией кораблей. «Олимпик» уже в первом плавании столкнулся с военным кораблем и вынужден был почти год стоять на ремонте. После гибели «Титаника» он снова встал на годичный ремонт — для надстройки водонепроницаемых переборок.
В 1935 году «Олимпик» вышел, наконец, из строя действующих судов. «Британник», сданный в эксплуатацию накануне Первой мировой войны, был превращен в плавучий военный госпиталь ив 1916 году подорвался на мине в Средиземном море. Обычная мина не принесла бы ему большого вреда, однако корабль наткнулся на нее отсеком с углем. В результате в левом борту появилась огромная пробоина, в которую хлынула морская вода.
«Британник» быстро затонул. Погибло около тридцати человек — они находились в лодках, которые затянуло под винты накренившегося судна.
Во французском флоте долгое время существовала традиция называть подводные лодки в честь Эвридики, одной из древнегреческих героинь. При этом все знали, что судьба Эвридики была ужасна. Она так и не смогла выйти из царства мертвых за своим женихом Орфеем и осталась в нем навсегда. Удивительно, но факт: все четыре подводные лодки ВМС Франции, носившие это имя, самым таинственным образом погибли — последняя из них в 1970 году неподалеку от Тулона.
В итальянском флоте несчастья преследовали корабли, носившие имя адмирала Андре Дориа — одного из самых прославленных флотоводцев. Погибло десять парусников с именем адмирала. В годы Первой мировой войны трагически погиб, перевернувшись при взрыве, линейный корабль-дредноут «Андре Дориа», а в 1956 году весь мир потрясла катастрофа океанского лайнера с этим именем, которую сравнивали даже с гибелью «Титаника». Во время круизного рейса по Средиземному морю лайнер столкнулся со шведским сухогрузом «Стокгольм» и затонул.
Бригантина «Амазонка» вышла в свое первое плавание в 1861 году. А спустя пару месяцев ее капитан Роберт Мак Леллан — настоящий «морской волк» с двадцатилетним стажем — неожиданно простудился и умер. У следующего капитана возникли иные проблемы: за короткий срок он умудрился протаранить «Амазонкой» рыболовный бот и бриг. После продолжительного ремонта новый капитан посадил судно на камни практически напротив ремонтного дока.
Владелец несчастной бригантины, разорившись на ремонте и выплате компенсаций потерпевшим, поспешил продать судно. Новый хозяин, посчитав, что все невзгоды связаны с названием бригантины, переименовал ее, но это, к сожалению, уже ничего не изменило в ее судьбе. Неприятности продолжали преследовать судно…
Национальный герой России адмирал Павел Степанович Нахимов известен еще и тем, что во время осады Севастополя англо-французскими войсками он затопил собственные корабли и тем самым перегородил вход врагу на внутренний рейд бухты.
Возможно, это по морским меркам святотатство, хоть и вынужденное, и послужило толчком к тому, что практически все корабли, названные впоследствии именем великого флотоводца, по тем или иным причинам долго не служили своему отечеству.
Умер Павел Нахимов в 1855 году. Вскоре в его честь был переименован грузовой пароход Российского общества пароходства и торговли. В 1897 году во время сильного шторма у берегов Турции первый «Нахимов» погиб вместе со всем экипажем.
В 80-х годах XIX века с корабельной верфи сошел и броненосный крейсер с йменем Нахимова на борту. С началом русско-японской войны он был включен в состав идущей на Дальний Восток эскадры вице-адмирала Рождественского.
В мае 1905 года крейсер был подбит одним из японских кораблей и в результате затонул в Цусимской бухте.
В октябре 1913 года на Николаевской верфи приступили к сборке очередного крейсера, в киль которого была заложена серебряная пластина с названием корабля — «Адмирал Нахимов». Через год началась Первая мировая война, затем Октябрьская революция, за ней — Гражданская война.
Во время политических катаклизмов было не до строительства, затем крейсер за ненадобностью хотели то разобрать на металлолом, то продать, то переделать в танкер. Но в конце концов в 1927 году «Нахимов» все же вошел в строй. Правда, с другим названием. Теперь он именовался «Червона Украина». Однако в киле так и осталась заложенная четырнадцать лет назад пластина с прежним названием!
Осенью 1941 года в бухте осажденного Севастополя «Червона Украина» сдерживала наступавшие на город гитлеровские войска. Крейсер был атакован звеном немецких бомбардировщиков и, получив несколько серьезных пробоин, затонул.
Очередной, на этот раз ракетный, крейсер Черноморского флота «Адмирал Нахимов» вошел в строй в 1954 году. А в 1961 году его расстрелял в 50 километрах от Севастополя ракетный корабль «Прозорливый».
Официальная версия: всеобщее разоружение в мире и сокращение штата военных кораблей. Неофициальная: в декабре 1960 года в районе мыса Меганом в Крыму под днищем «Нахимова» была взорвана атомная бомба. Таким образом хрущевское руководство хотело проверить, как действует подводный ядерный взрыв на надводные корабли. Проверили. Как следует из рассказов старых моряков, — на крейсере было обнаружено обширное повреждение подводной части корпуса в виде перебитого киля и деформации подводной обшивки.
Эстафету у зараженного радиацией и отправленного в утиль крейсера приняло научно-исследовательское судно «Адмирал Нахимов» Академии наук СССР. В 1973 году судно находилось в Цемесской бухте, когда внезапно налетевший ураган, принесший холодный воздух, вызвал резкое оледенение корпуса «Нахимова». В результате судно затонуло прямо у портового мола.
Примерно в то же время в состав Северного флота вошел очередной «Адмирал Нахимов». По отзывам служивших на нем членов экипажа, этот большой противолодочный корабль (ВПК) с невероятным постоянством преследовали неудачи. Самая крупная из них случилась в 1985 году в Баренцевом море.
Во время учений «Нахимов» столкнулся с подводной лодкой. Субмарину после этого пришлось отправить в ремонтный док, а БПК, из-за полученных повреждений, — в металлолом. Но даже до места утилизации «Нахимов» не дошел, сев на мель под Дурбаном.
Пассажирский лайнер «Берлин» перешел к нам после раздела побежденной Германии. Еще будучи немецким, он дважды тонул, проведя на морском дне не один год. Получив советское «гражданство», лайнер приобрел и новое имя — «Адмирал Нахимов».
В августе 1986 года он совершал круиз по-маршруту «Одесса—Батуми».
В ночь с 31 августа на 1 сентября в четырех километрах от Новороссийска «Нахимов» столкнулся с грузовым теплоходом «Петр Васев». Удар пассажирскому лайнеру был нанесен ниже ватерлинии в два отсека: дизельгенераторный и машинное отделение.
В образовавшуюся пробоину примерно в 90 квадратных метров хлынули мощные потоки воды, и через восемь минут судно затонуло, став братской могилой для сотен людей.
Другие новости по теме:
published on
Запись
Комментарии (0)