23 августа родился Давид Черкасский (1931-2018), переместивший свое позитивное видение жизни в мультфильмы.
Именно витальная сила помогла Черкасскому выжить и шутить дальше, когда мультипликация на студии «Киевнаучфильм» законсервировалась (а студия была знатная —
В детстве Давид получил правильные культурные впечатления. Любимые книги: «Остров сокровищ», «Приключения капитана Врунгеля», «Три мушкетера». Любимый фильм — голливудское вольное переложение «Трех мушкетеров» с братьями Ритц (что-то типа «Четырех мушкетеров» комик-труппы «Шарло»).
Большинство художников пришло в цех мультипликации студии «Киевнаучфильм» из архитектуры. Возглавил сие шествие именно Черкасский. После Киевского инженерно-строительного института он работал в «Проектстальконструкции». Узнав, что открывается цех мультипликации переквалифицировался в художники.
Карьера мультипликатора чуть не завершилась, едва успев начаться. В жизни Черкасского вновь возникла «Проектстальконструкция», куда молодой человек отправился отмечать новогодний праздник. Пытаясь придать гаснущему веселью размах, Черкасский залез на стол и разделся догола.
Киев город маленький, пошли гулять сплетни, что в «Проектстальконструкции» кто-то лег голышом на стол, а у него на животе играли в карты. Черкасский попал под волну борьбы со стилягами. В республиканской газете про него пустили статью «Плесень», инициировали судебный процесс. В результате исключили из комсомола и перевели художника в осветители.
"МИСТЕРИЯ-БУФФ"
В осветителях Давид не задержался. В 1964 он дорос до режиссерского дебюта «Тайна черного короля». Рекламный мультик по технике противопожарной безопасности был наполнен приключенческим драйвом, где детективы искали виновника пожара среди шахматистов, поскольку на месте преступления обнаружили фигурку шахматного короля.
В 1967 вышел «Колумб открывает Америку», сатирическая зарисовка о том как в современной Америке Колумба используют политические партии.
В 1969 Черкасский замахнулся на полнометражную экранизацию «Мистерии-буфф», где впервые совместил актеров пантомимы с рисунком. Озвучивал мультфильм цвет театра на Таганке, - Зинаида Славина, Виталий Шаповалов, Готлиб Ронинсон, Валерий Золотухин, Иван Бортник.
Впрочем, этот мультфильм стоял в творчестве Черкасского особняком.
"КАКОГО РОЖНА ХОЧЕТСЯ" ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ?
Остальные его необычные по тем временам работы широкий зритель не знал, ибо Черкасский высказывался в специфичном загоне «Мультфильмы для взрослых». Да и не каждый взрослый мог по достоинству оценить тонкий троллинг Черкасским интеллигенции в мульте «Какого рожна хочется?» Не знаю показывались ли ранние работы Черкасского по ЦТ, но часть из них до сих пор доступна в интернете лишь с украинскими титрами. Это был больше фестивальный продукт, ориентированный на восточную Европу и советские республики; недаром в подавляющем большинстве случаев Черкасский обходился в своих историях без диалогов, делая типично рисуночное действие всем понятное без перевода.
Поворотным для него стал как раз «Какого рожна хочется?» (1975), где проблематика коренилась в словах, все решалось мещанскими размышлизмами, показывая ту самую образованщину, наводнившую СССР брежневских времен.
Решив сменить аудиторию с элитарной на массовую в 1976 Черкасский приступил к созданию «болтливого» и детского тринадцатисерийного мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». Производство растянулось на четыре года, но результат того стоил, «Врунгеля» узнали и полюбили школьники СССР.
Черкасский говорил:
«Врунгель» стал первым многосерийным мультфильмом («Киевначфильма» - прим. авт.). Еще были «Казаки» Володи Дахно (
Мультфильм с приключенческим сюжетом превзошел первоисточник, - книжку Андрея Некрасова. Черкасский, можно сказать, создал нового героя.
Следующий проект он делал уже по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Многосерийка по произведениям Корнея Чуковского «Доктор Айболит» (1984) ажиотажа сравнимого с «Врунгелем» не вызвала, думаю, Черкасский промахнулся с аудиторией. Для школоты Чуковский остался в детском саду, его сюжеты казались пройденными.
А вот полнометражный мультфильм «Остров сокровищ» (1986-1988), наполненный драйвовой музыкой, различными примочками, игровой стилистикой зритель опять принял с восторгом.
Вспоминая прошлое, отнюдь не желающий реанимирования советского проекта Черкасский, тем не менее, говорил:
«Самым приятным в том времени была работа — из картины в картину. Месяц отпуска — и новый фильм».
С развалом Союза у Черкасского, который тридцать лет работал без перерыва, начался простой продлившийся в бесконечность, хотя начиналось все с радужными надеждами. В 1990 ему дали карт-бланш: делай, что хочешь. Режиссер захотел вновь совместить актеров с мультипликацией в проекте «Безумные макароны, или Ошибка профессора Бугенсберга». Игровая часть с актерами (Семен Фарада, Мамука Кикалейшвили, Александр Филиппенко) была снята, до мультипликации дело не дошло. Фирма «Славут» обанкротилась, спонсоры разбежались.
Больше Черкасский ничего не снял, кроме рекламных роликов.
Нельзя сказать, чтобы его совсем уж забыли. В 1995 вручили звание «Заслуженного деятеля искусств Украины», сделали дважды кавалером ордена «За заслуги», дали звание «Народного артиста Украины» (2010).
Только вот без любимой работы оставили.
Что ж, Черкасский нашел себя в иных ипостасях. Был президентом фестиваля «КРОК», участвовал в телепрограмме «Золотой гусак» (аналог российского «Белого попугая»). На все попытки вывести его на эмоции по поводу Ющенко, Януковича или Крыма отвечал:
«Чтобы заниматься политикой, нужно в ней разбираться, а я рассуждаю о политике, как бабушка перед домом. Нужно или быть профессионалом, или не говорить о ней».
Скончался в 87 лет от инсульта, оставив в наследство потомству свои мультфильмы.
Комментарии (0)