картинка с YouTube
9 июля ушел из жизни, оставив на земле свои книги и дочку Машу, писатель Леонид Пантелеев (1908-1987).
Мы уже о нем писали, именно в связи с судьбой девочки —
Сегодня же поговорим о драматичных попытках Пантелеева сработаться с кинематографом.
Эти попытки выявили непростой, ершистый и где-то, увы, до принципиальности склочный характер писателя.
Кинематографом Пантелеев болел с юности. Изначально он и его будущий соавтор по книге «Республика ШКИД» Григорий Белых, поступили в Харькове на курсы киноактеров. Но чего-то не вышло, уже в 1927 ребята ярко дебютировали «ШКИДой» в литературе.
Первый фильм по произведениям Пантелеева сгинул по инициативе писателя. Экранизацию повести «Пакет» предпринял в 1940 году оставшийся безымянным выпускник ВГИКа. Пантелеева в известность о съемках он не поставил, а на роль Буденного пригласил… Буденного. Тот согласился!
Уже участие Буденного в роли самого себя обеспечивало картине культурологический интерес, о ней бы и нынче вспоминали.
Молодой режиссер устроил показ готовой картины для автора и его друзей. Друзья фильм раздраконили. Не понравился он и Пантелееву. Пожалев режиссера, писатель попытался еще раз посмотреть «Пакет» в компании Самуила Маршака. Вердикт старшего товарища гласил: «В картине хорош только Буденный. Думаю, что выпускать в таком виде фильм нельзя».
Пантелеев наложил вето на выход «Пакета» (1940) и фильм пропал с концами настолько, что сведения о нем можно было бы счесть фейком, кабы они не исходили от самого Пантелеева, рассказавшего историю неудачной постановки в статье «Братишка наш Буденный».
Кстати, при личной единственной встрече с Буденным тот сказал Пантелееву, что ему картина понравилась, но книга, конечно, лучше.
ВАЛЕРИЙ ЗОЛОТУХИН В ФИЛЬМЕ "ПАКЕТ" (1965)
Впоследствии, Пантелеев пожалел о судьбе первой экранизации «Пакета». Жалость нахлынула когда он смотрел экранизацию вторую. В 1965 году свою версию «Пакета» выпустил Владимир Назаров. Главная удача той картины актерские работы, - дебют в кино Валерия Золотухина и самая известная роль Бориса Юрченко (
Что касаемо автора, то и новый киновариант он не принял, написав:
«Сделан этот новый фильм был лучше, получил первый приз на международном фестивале, но меня и он не порадовал. И когда я смотрел эту постановку на экране телевизора, я думал, что, может быть, напрасно я тогда «зарубил» первую работу молодого художника, фильм, в котором и в самом деле очень хорошо сыграл самого себя Буденный».
В кино был поставлен только один оригинальный сценарий Пантелеева. То была драма «Они встретились в пути» (1957) Татьяны Лукашевич с участием Виктора Авдюшко (
В письме к Лидии Чуковской от 30 декабря 1956 года Пантелеев жалуется: «Работать в кинематографе, — даже в тех случаях, когда на каком-то этапе тебе и повезет, — дело каторжное и бесстыдно далекое от искусства. Я еще раз убедился в этом. Сейчас с унынием и скрежетом зубовным наблюдаю, как бездарная режиссерша выкрашивает последние зубы у моего, и без того далеко не совершенного сценария».
По этой переписке можно проследить, как на фильм накинулся начальник «Мосфильма» Иван Пырьев. Ему не понравилась сцена, где подросток спекулирует билетами в кино. Аргумент приводился такой: у нас международный фестиваль, гости приедут, а мы им на большом экране сами покажем, какие у нас хулиганы? Потребовал Пырьев убрать и кадры, где во дворе сушится белье, негоже, мол.
В общем, и «Они встретились в пути» Пантелеева не порадовали.
Тем не менее, он упрямо хотел работать в кино, написав сценарий главной своей книги «Республика ШКИД».
С этой экранизацией (
«11 режиссеров, прочитав сценарий, написанный Леонидом Пантелеевым, от картины отказались. Главным героем там был персонаж Мамочка, выведенный на первый план в угоду властям: попадая в школу, он сначала ворует, потом исправляется и спасает пионера. Как ни парадоксально, Пантелеев, хотя и был соавтором книги, не любил «Республику ШКИД». Это и понятно: от него там была только глава «Ленька Пантелеев». Остальное принадлежит перу его друга по школе им. Достоевского — Григория Белых, проходящего в тексте как ученик Янкель.
За две недели я сделал другой сценарий, пионерию, правда, пришлось оставить. На худсовете Пантелеев заявил, что это безобразие: в картине все гениально, кроме режиссера. Сергей Юрский, сыгравший директора ВикНикСора, за меня вступился, но на этом конфликт не закончился. Позже подняли дело Григория Белых, которого посадили как врага народа. Показания против него дал именно Пантелеев. А ведь он получил гигантские деньги с проката «…ШКИДа» за то, что его имя стояло в титрах! Григория же сгубила болезнь заключенных — туберкулез».
Во-первых, непонятно, с чего Полока назначил Пантелеева автором только одной главы «Республики ШКИД» и с чего он взял, будто Пантелеев эту книгу не любил?
Во-вторых, про показания Пантелеева тоже сомнительно. Хотя, может, и дал. Может, говорил он там, что Белых правоверный коммунист, и сажать его глупо. Про показания «против» соавтора и друга я не верю.
Посадили Белых вовсе не из-за Пантелеева и его показаний. Парень стал жертвой квартирного вопроса, донос на него написал муж сестры - начальник отдела снабжения Механического завода Мамович-Дымшиц:
«Я являюсь ответственным съемщиком данной квартиры, и мне приходилось нести большую часть расходов по оплате коммунальных услуг. Белых являлся братом моей жены, и я не хотел делать ей неприятностей. Позднее я решил положить этому конец и изменил свое отношение к Белых, поставив перед ним вопрос об участии его в расходах по оплате квартиры и коммунальных услуг пропорционально занимаемой площади. Как-то, зайдя в его комнату, я обнаружил на столе заложенный в книгу листок с контрреволюционным стихотворением «Два великих», которое тут же переписал, исключительно для того, чтобы довести его до сведения органов».
Белых получил три года тюрьмы. Через год отсидки в «Крестах» у него развился туберкулез. Пантелеев писал в разные инстанции, стремясь добиться условного освобождения соавтора в виду обострившейся болезни. Не помогло, Белых умер в тюрьме.
Свое отношение к экранизации Полоки Пантелеев выразил в статье в «Комсомольской правды», не в силах отмахнуться от всесоюзного успеха ленты. Писатель сам признавал, что за сорок лет в разных изданиях «Республика ШКИД» перевалила рубеж в миллион книг, а фильм Полоки за месяц проката собрал 17 миллионов зрителей, всего же его посмотрело 32,6 миллионов человек.
Зрители завалили Пантелеева письмами со всех концов Союза. Отвечая на одно из них, он и выступил в «Комсомолке».
«Радует ли меня такой успех картины? Буду откровенен и скажу: радует, да не очень. …
…я должен сказать, что, на мой взгляд, фильм не доносит до зрителя всей суровой красоты тех далеких лет, всей сложности характеров, всей многогранности быта нашей вольнолюбивой мальчишеской республики».
Зато об экранизации «Золотые часы» (1968), предпринятой Марком Толмачевым Пантелеев ничего не говорил. Я эту картину не видел и упоминаю просто для порядка.
"ЧЕСТНОЕ СЛОВО"
Советский ребенок начинал знакомство с Пантелеевым не с «Республики ШКИД», а с рассказов «Честное слово» и «Буква Я», сказки «Две лягушки». Эти вещи вдалбливались уже в детском саду.
В 1978 вышел мультфильм «Честное слово», сделанный Марианной Новогрудской. У Новогрудской я любил только сказку «Паучок Ананси и волшебная палочка», а так она была, конечно, мультипликатором для взрослых. Как правило, на ее мультфильмах «Кнопочки и человечки» (по «Что я видел» Житкова), кукольном «Кошкин дом», а особенно «Лебеди» я выключал телевизор. «Честное слово» всегда досматривал. Привлекала не сама история «тимуровца», воспринявшего игру в войнушку всерьез, стоя на посту до закрытия сада, а готичная атмосфера ночного Ленинграда, тревога, разлитая в воздухе.
Но вот уж передача «Будильник» по рассказам Пантелеева не прикалывала совсем, хотя там играли Михаил Глузский и Геннадий Бортников. Самые неудачные выпуски «Будильника», кстати, это постановки расхожих рассказов и стихов Зощенко, Маршака, Барто.
Таковы отношения Пантелеева с шестым искусством.
А вообще о Пантелееве мы еще будем говорить…
Комментарии (0)