Циттау — роскошный городок на границе с Чехией и Польшей, который обошли стороной все мировые конфликты прошлого столетия, благодаря чему он выглядит так, как выглядели немецкие города в середине 1930-х. Тут присутствует яркий колорит довоенной Европы, обилие шикарных фактур на каждом шагу не оставит ваш фотоаппарат в покое а разнообразие архитектуры и ее качество способны впечатлить даже видавших многое. Три месяца назад я снова оказался в этих краях и было бы грешно не заехать в мой любимый Циттау и не совершить неспешную прогулку по этому прекрасному городу, посмотрев, что изменилось за год, прошедший с моего последнего визита сюда.
В Циттау я бывал десятки раз и в конце 2013 года даже жил тут пару месяцев, но за это время мне так ни разу не довелось посетить место, где стыкуются три страны — Польша, Чехия и Германия. И вот в этот раз я таки решил посмотреть как выглядит так называемый Dreiländereck.
А выглядит он так.
Я стою сейчас на территории Чехии, за рекой Германия, а Польша отделена от Чехии канавой с ручейком внутри.
То, как выглядят границы в рамках Евросоюза, меня очень радует. Надеюсь, в далеком будущем так будут выглядеть все границы между странами.
А так выглядела граница в 1950-х, причем это была граница между странами Восточного блока. Переснял снимок на установленном тут же инфощите.
Там, где ручей, разделяющий Чехию и Польшу, вливается в реку, за которой Германия, и находится, собственно, стык трех стран — тот самый Dreiländereck.
Чуваки в Чехии, а я уже в Польше. Прикольное ощущение!
Но вернемся в Циттау. Проезжаю Мандаускую казарму — самое большое здание в городе, которое десятки лет стояло заброшенным и постепенно разрушалось. Порадовало, что одна башня уже обросла строительными лесами, а значит у здания появилась надежда на будущее.
Еще одно атмосферное место — заброшенный район на окраине города, в котором три года жил мой брат и пару месяцев мне тоже довелось прожить в этом районе в единственном жилом здании, расположенном среди мертвых домов — студенческой общаге.
С этим районом у меня связан ряд самых теплых воспоминаний и вернуться сюда хоть на десять минут было очень приятно. Тут я провел много счастливых дней.
В Циттау я делал свои первые шаги городского исследователя, благо город богат заброшенными районами, заводами и прочими покинутыми людьми местами. На снимке одно из первых заброшенных мест Циттау, которое я посетил — старый пивоваренный завод. Во время моего прошлого визита он был свободно доступен для всех желающих, но в этом году завод огородили новеньким заборчиком. Теперь сюда так просто не попасть.
В одном из помещений пивзавода энтузиасты пытаются создать музей, посвященный двум умершим заводам, расположенным рядом друг с другом — пивоваренному заводу Zittauer и более известному на просторах стран Восточного блока — заводу Робур, выпускавшем грузовики и автобусы. Оба завода скоропостижно скончались в 1991 году, когда со своим устаревшим оборудованием не смогли конкурировать с хлынувшими в Восточную Германию западными товарами.
На территории пивзавода стоит парочка Робуров в прекрасном состоянии. Жители Циттау почитают свою историю и в частности автомобильную историю своего города, которая насчитывает около сотни лет. Так то думаю, со временем тут появится неплохой музей.
Робур с интересным типом кузова. Никогда не видел такого раньше.
Сразу за пивоварней расположены руины автомобильного завода Robur-Werke. Парочка офисных зданий с проходной, которые вы видите на этом снимке, частично используются и не являются полностью заброшенными, хотя выглядят неважно. А сразу за ними начинаются заводские цеха, в которых уже третий десяток лет гуляет лишь ветер да городские исследователи.
В одном из зданий с верхнего кадра расположена небольшая экспозиция, часть которой посвящена довоенной истории завода, выпускавшего вело-мото-авто продукцию под маркой Phänomen.
Экспозиция бедненькая, видно, что создана силами энтузиастов, не богатых финансами.
Вторая витрина посвящена послевоенной истории завода, который с 1957 года стал выпускать грузовики и автобусы под маркой Робур.
Сердце города — рыночная площадь.В Циттау она как и в других городах региона будь то Баутцен, Герлиц или Лёбау прекрасна, целостна и совсем не изменилась за последние пару сотен лет. Этот регион а архитектурном плане один из красивейших в Германии, если не самый красивый.
Сердце города — роскошное здание городской ратуши. Все прошлые годы на площади перед ратушей была парковка, сейчас это пространство освободили от машин, расставили пальмы и положили плиты с памятными датами из истории города.
В 18-м веке Циттау был одним из самых богатых городов Саксонии, но в Европе начинается семилетняя война и 23 июля 1757 года Циттау превращается в руины за несколько часов в результате артиллерийского обстрела австрийскими войсками. Из 627 зданий, находящихся в то время в городе уцелело лишь 138. В огне пожаров сгорела ратуша со всем городским архивом, полностью была уничтожена главная церковь города Johanniskirche и много других зданий. Весть о трагедии Циттау разнеслась по всей Европе и вызвала большой резонанс в общественном сознании, сопоставимый с тем, что последовал после трагедии Дрездена 1945-го. Деньги на восстановление Циттау собирали всей Германией и лишь через сотню лет удалось полностью стереть следы того страшного события.
В 19-м веке Циттау восстанавливает свое величество и богатство, становясь важным культурным и индустриальным центром региона. В городе открывается театр, развивается текстильная индустрия и машиностроение. В 1848 году город связывается железнодорожным сообщением с саксонской сетью железных дорог, на что указывает эта памятная табличка.
Примечательно, что память о столетней истории автомобилестроения отмечена не табличкой основания завода Phänomen в конце 19-го века, а табличной с изображением Робура. Причем, что тут делает дата 1951 — я не понимаю, так как марка Робур появилась лишь в 1957 году. В общем странная табличка.
Мирная революция 1989 года, захлестнувшая всю страну и вбившая финальный гвоздь в гроб тоталитарного режима. Не остались в стороне и жители Циттау, вышедшие на свой "Майдан", о чем напоминает эта табличка.
Год, когда перестала существовать граница с соседями Польшей и Чехией.
К сожалению, с рыночной площади полностью сняли старую булыжниковую брусчатку и заменили ее идеально новой ровной. Конечно, все это замечательно, удобно и современно, но вместе с уходом старой брусчатки, ушла и частичка той самой атмосферы.
В прошлом году я как раз застал процесс смены брусчатки на рыночной площади.
В некоторых местах поступили еще хуже — залили все асфальтом. Во время моего прошлого визита тут еще лежала гранитная плитка, островок которой вы можете видеть в центре кадра.
Теперь тут просто все закатали в асфальт. Причем это пешеходная зона, то есть удобства в этом никакого. Зачем они так уродуют мой любимый город?
Как вам пешеходная зона с асфальтом вместо плитки? Я такого не видел даже в совершенно безликих городах, а с Циттау так делать тем более нельзя!
Вот вам, к примеру, похожая улочка, но с плиточкой вместо асфальта. Согласитесь, совершенно другой вид. Дорожная инфраструктура — как огранка для хорошей архитектуры, должна соответствовать.
Идем дальше. Небольшая площадь в центральной части города, тут виден стык брусчаточного покрытия и асфальта. Когда-то тут везде была брусчатка, но для удобства машин ее залили асфальтом. Cлева видно здание заброшенного кинотеатра, построенное в 1828 году и изначально служившее складом муки.
Еще одна улочка, которую недавно закатали в асфальт. Асфальт свежий, значит это произошло недавно.
Наверняка, местным жителям теперь стало удобней перемещаться по улочке на машинах, но свою атмосферу улочка, к сожалению, потеряла.
И если асфальт на дороге еще можно объяснить удобством для автомобилистов, то зачем на тротуаре заменять гранитные плиты на асфальт — этого я не понимаю.
В конце улочки снова начинается ровная стильная брусчатка и Циттау снова становится городом, который я люблю.
Ну совершенно же другой вид! Картинка целостна, гармонична и прекрасна!
published on
Запись
Комментарии (3)