Проект «Свадьбы народов мира»: масаи
Представляем масштабный фотоэтнографический проект, цель которого — показать и сохранить самобытные свадебные традиции народов нашей планеты.
Масаи — племя гордых воинов, одно из наиболее древних и многочисленных на всей территории Африки. Это достаточно закрытый народ, и стать гостем на традиционном празднике может далеко не каждый любитель путешествий и приключений. Однако мне это удалось, и сегодня я делюсь с вами фотографиями с настоящей свадьбы масаи, на которую мне чудом удалось попасть. Помогал мне специалист по Кении Вячеслав Куликов, который там и живет.
Благодаря самобытности народа и первозданности его обычаев свадебные обряды сохранились в том виде, в котором проводились много сотен лет подряд. Это красочное и интересное зрелище, наполненное ритуальными танцами и передающее дух народа, их жизненные принципы и главные ценности.
Большинство членов племени масаи проживает в приграничных районах Танзании и Кении у горы Килиманджаро — высочайшей точки Африки. Эту вершину масаи считают местом обитания Нгаи, мужа богини луны и создателя всего сущего, включая само племя и скот, который они так ценят.
Деревня масаи — это несколько десятков хижин, расположенных по кругу и огороженных забором из колючего кустарника, защищающего от нападений львов, леопардов или гиен. В этой местности живут жених с невестой, на свадьбу которых мне удалось попасть.
Дом в деревне жениха, в который он приведет свою жену после проведения брачных ритуалов. Свое жилище масаи строят из веток, обмазывая стены глиной, смешанной с коровьим навозом. Всю хозяйственную работу — строительство дома, приготовление пищи, уход за детьми и стариками — выполняют женщины.
Друзья жениха помогают ему и друг другу нанести косметику из охры и бараньего жира. Каждый воин всегда носит с собой небольшое зеркало.
На фото жених рядом со своим домом. По мере взросления мужчина племени поднимается по иерархической лестнице: юноша — воин — старейшина. Суровые законы предков соблюдаются масаи и теперь, но в гораздо меньших масштабах. Раньше, например, считаться настоящим воином мог только тот, кто сразил льва. Жениться имеет право только воин со стажем. Масаи могут иметь несколько жен, и их число зависит от количества скота.
Верования племени масаи гласят, что сам бог доверил их опеке и заботе стада всех коров мира. Скот — единственное средство к существованию племени, он дает рога, кожу, мясо, молоко, кровь, навоз для строительства домов. Коров пасут дети с пяти лет и подростки, еще не прошедшие обряд обрезания. Таких юношей всегда можно отличить по длинным волосам с заплетенными косичками и по пестрым украшениям. Скот же становится выкупом за невесту, который выплачивает жених.
Главный продукт питания племени — коровье молоко. В современное время в молоко принято добавлять муку и готовить кашу. Мясо употребляется в пищу только по случаю особых торжеств — в обычное время крупный рогатый скот считается слишком ценным для забоя.
Издавна масаи пьют бычью кровь, иногда смешивая ее с молоком. Считается, что это помогает сохранить и умножить силу. В шею корове стреляют специальной толстой стрелой с небольшим железным наконечником, который протыкает яремную вену.
Кровью наполняют подставленный сосуд из выдолбленной тыквы. Животное при этом не погибает — рану тщательно обрабатывают глиной с навозом, и она быстро заживает. Пристрастие масаи к красному цвету связано с цветом крови животных. Кровь для них — источник жизни и важный продукт питания.
17-летняя невеста готовится ко встрече с женихом. В племени масаи девушек на выданье можно узнать по жестким плоским воротникам из бисера, нанизанного на проволоку. Украшения, которые девушки делают сами, играют важную роль, не только декоративную, но и социальную. Само украшение, как и где оно носится, выбор цветов и их комбинаций — все это несет смысл, говорит о возрасте и статусе женщины.
Девушки считаются готовыми к браку после прохождения обряда обрезания. По представлениям масаи, этот жестокий ритуал обязателен, и мужчина имеет право отказаться от женщины, которая эту процедуру не прошла, или брать такую невесту за очень низкую плату.
Девушка впервые увидела своего будущего мужа, который пришел забрать ее из отчего дома — в него она больше никогда не вернется. По традиции, невесту выбирают родители жениха и заранее обсуждают выкуп с ее отцом. В дальнейшем если муж захочет найти себе новых жен, то выбирать их будет именно первая жена.
По решению отца невесты выкуп составил десять коров. В племени масаи богатство так и зарабатывают — продают дочерей. Поэтому мужчина, у которого больше девочек, имеет высокий статус. Семья невесты рядом со своим домом.
Благословение отца невесты. Члены семьи вместе поют напутственную молитву. У племени масаи нет развода, а все семейные споры решает старейшина.
Жених ведет невесту в свою деревню, где их уже ждут для совершения других свадебных обрядов. С ними идет брат жениха по инициации.
Замужние женщины встречают невесту приветственными песнями и провожают в центр деревни, загон для скота, для встречи и знакомства со всеми жителями.
Исполнение приветственных танцев во время встречи невесты в деревне, где собираются все жители. Свою ловкость молодые воины показывают, совершая прыжки вверх. Считается, что тот, кто выше всех прыгнет, более умелый и сильный охотник и ему будет сопутствовать удача. Масаи — единственное племя в Африке, у которого нет барабанов. Музыку они создают ритмичным горловым пением.
Благословение молоком из тыквенного сосуда всех присутствующих на свадьбе под громкие песни.
Цвета, используемые в украшениях, символизирует отношение людей к животным.
Красный — это сила, цвет крови коровы, которую забивают для проведения церемоний.
Голубой олицетворяет собой небо, дарующее воду для скота.
Зеленый — это цвет травы, пастбищ для скота.
Оранжевый — цвет гостеприимства.
Черный ассоциируется с трудностями, через которые проходит человек в своей жизни.
Белый — цвет молока, даваемого коровой, священным животным племени масаи.
Благословение молоком новобрачных отцом жениха.
Дом матери жениха, где останется невеста в одиночестве до следующего дня. Первая брачная ночь у пары будет только на второй день после свадьбы. В этом жилище они проживут до того момента, как построят свой дом.
После брачных ритуалов настает время трапезы. Мужчины пьют брагу собственного приготовления.
Дети деревни.
Женщины едят отдельно от мужчин. В котле заваривают чай, варят рис.
В свадебные обязанности молодых воинов входит приготовление жертвенных козлов или баранов для пира.
Мужчины уходят к месту жертвоприношения. Добывать огонь трением здесь — обычное дело. Жертвенных животных быстро разделывают: снимают шкуру и буквально разбирают по частям. Жареную печень козленка мужчины преподносят в дар невесте.
В этой живописной саванне теперь появилась новая семья — продолжатели рода племени масаи.
published on
Запись
Комментарии (0)