Посмертные приключения
Украшения из костей, краш-тесты на трупах, опустошение могил для опытов… Чего только не творят живые с мертвыми.
Испытать тестом
Краш-тестом. Это сегодня при испытаниях автомобилей страдают манекены, а в 1930–1940-х использовались реальные люди. Правда, не живые. Говорят, впрочем, что крупные автокорпорации практикуют подобное до сих пор — естественности ради. Но по понятным причинам не афишируют. Это еще что. Во Франции кадавры использовались для «опробования» гильотины, а в конце XIX — начале XX веков служили мишенью для огнестрельного оружия, дабы понять воздействие последнего на человеческое тело.
Превратить в камень
Личность итальянского натуралиста, египтолога и анатома Джироламо Сегато (1792–1836) до сих пор окутана тайной. Как и его метод окаменения трупов, при помощи которого он мумифицировал тела, превращая их в минерал наподобие мрамора, вместо того чтобы просто извлекать из умершего человека воду, как это происходит при обычном бальзамировании. К сожалению, перед собственной смертью анатом уничтожил все записи, надеясь передать тайну окаменения своему другу Пеллегрини. Но не успел. Сегодня в Музее кафедры анатомии во Флоренции хранится отрубленная женская голова и грудь, которые Сегато превратил в камень.
Заспиртовать
Галерея Tate Modern, Лондон
То, что трупы в свое время использовали для анатомических экспериментов (и это, кстати, способствовало глобальному прогрессу медицины), — ни для кого не секрет. Но чтоб в таком количестве… Это случилось во времена калифорнийской золотой лихорадки в 1849 году — когда толпы людей хлынули на строительство железной дороги, которая должна была связать Тихий и Атлантический океаны (дорога нужна была для золотодобычи). На стройку часто ехали без документов, не сообщая о своих планах даже близким. Строителей ждала беда: желтая лихорадка, малярия и холера. Говорят, тогда погибло больше 10 000 человек. Предприимчивые дельцы из Панамской железнодорожной компании воспользовались ситуацией и вместо того, чтобы хоронить несчастных, заспиртовывали их и продавали в медицинские учреждения для опытов.
Выкопать и подарить науке
Воскрешатели — так в Великобритании называли людей, промышляющих расхищением свежих могил. Не для совершения сатанинских обрядов. Цель прозаичная и все та же — продажа трупов для медицинских экспериментов. В XVIII–XIX веках «свободный» труп достать было легче, чем сегодня. Но ненамного. В больницах и учебных центрах с покойниками была напряженка. Поэтому, несмотря на ропот толпы, трупы воровали. Бедствие достигло таких масштабов, что на кладбищах стали дежурить ночные дозоры, состоятельные граждане хоронили родственников в «безопасных» железных гробах, а сами могилы ограждались массивными железными клетками — мортсейфами — или накрывались тяжелыми каменными плитами. Несмотря ни на что, деятельность похитителей тел в юридическом смысле была почти легальной. Ведь мертвецы не являлись ничьей собственностью.
Всегда носить с собой
Фильм «Гамлет», Великобритания, 1948
По мнению представителей индийской секты агхори, трупы — это не только вкусная и здоровая пища, нательные украшения (из костей), но и удобные чаши (из черепов). Философия агхори: приобщайся ко всему, что омерзительно. Будь то экскременты или мертвечина. Путем этого ты очистишь свою душу от гордыни и вообще от любых условностей и границ — добра и зла, грязного и чистого… Похожим образом, быть может, рассуждали подростки из штата Техас, которые в 2008 году разрыли могилу умершего в 1921 году ребенка по имени Вилли Симмс. Отделив череп от скелета, подростки использовали его для курильницы.
Отдать животным
Тибетцы — это смиренные монахи и кровожадные горцы. В одном флаконе. Своих близких они скармливают стервятникам, отдают на растерзание рыбам или подвешивают на деревьях. Когда те умрут, разумеется. А чтобы животным было удобнее съесть труп, специальные люди — рогьяпы — разделывают его на кусочки. Здесь верят: если после птичьего пиршества от человека не осталось ничего — значит он вел праведную жизнь. Водное погребение встречается реже — больно трудоемко. Сначала тело нужно измельчить, потом смешать кусочки с пережаренной ячменной мукой — цзампой — и уже затем выбросить в реку рыбам. Младенцев хоронят на деревьях. Для этого их тело пропитывают соляным раствором, а потом… запирают в клетку, которую и вешают на дерево. У маленького ребенка и душа невелика, а потому может испугаться перехода в мир теней. Затеряется где-то «между», и привет — не найдет покоя. Поэтому переход должен быть постепенным — через повешение на дереве.
Отправить в крионавты
Тотальная заморозка. Когда труп или его части подвергают глубокому охлаждению, к примеру жидким азотом. В призрачной надежде на оживление животного или человека (или хотя бы его мозга) в будущем. Ибо при современном уровне технологий воскрешение сложных организмов невозможно. Еще сложнее представить оживление отдельных частей тела, например мозга. Правда, не далее как в этом году ученым удалось-таки вернуть с «того света» крошечных беспозвоночных — тихоходок, находившихся в глубоком анабиозе целых 30 лет. Тихоходки, впрочем, вообще существа непритязательные. Они «оживали» даже после полета в открытый космос. Выдерживали температуру от –271 °С до 65 °С. С человеком этот фокус не прокатит. И кандидаты в крионавты (так называют людей, которые подверглись заморозке после своей смерти), и те, кто их замораживает, это прекрасно понимают. Но надеются на то, что в будущем технологии достигнут таких высот, что мертвецы из XX и XXI века оживут. Кстати, не думайте, что крионика — баловство исключительно «забугорное». В России тоже есть официальная фирма, занимающаяся замораживанием людей и животных, — «КриоРус». Единственная не только в стране, но и на континенте. По данным компании на апрель этого года, в их криохранилище находится 51 замороженный человек, семь собак, восемь кошек, три птицы и шиншилла. Замораживание тела целиком стоит порядка $36 000, мозга или головы отдельно — $12 000. И это еще копейки по сравнению с западными ценниками.
Украсить храм
История готического костела в чешском городе Кутна-Гора — Костехранилища в Седлеце — начинается в 1278 году. Тогда аббат местного монастыря привез немного земли с Голгофы и рассыпал ее по кладбищу аббатства. И тут началось. На кладбище «повалили» покойники со всей Центральной Европы, близкие которых желали, чтобы те были похоронены именно здесь. Масла в огонь добавили эпидемии черной смерти в середине XIV века и гуситские войны в начале XV. Погост разросся до предела, хоронить стало негде. И когда в 1400 году в центре кладбища возвели готический собор с усыпальницей — старые кости начали складировать прямо в ней. В 1784 году земли купило семейство франконского дворянского рода Шварценбергов, а в 1870-м — наняло резчика по дереву по имени Франтишек Ринт. Его задачей было «навести порядок с костями». И он навел. Превратив костел в произведение искусства. Ужасающее и уникальное. На потолке мастер соорудил огромный канделябр из человеческих костей и черепов, из них же — алтарные дароносницы, даже большой фамильный герб Шварценбергов украсил собственной подписью из костей. Традиции хранения покойников в специальных помещениях или даже в жилых домах есть, впрочем, во многих религиях. Как древних, так и более современных — у иудеев, римских католиков, зороастрийцев и православных. Например, церковь капуцинов в Риме — Санта-Мария-делла-Кончеционе, оссуарий в Гальштате (Австрия), катакомбы в Париже и Эворе (Португалия).
published on
Запись
Комментарии (0)