Почему люди ведут себя так, а не иначе? Психологи с давних времен задаются этим вопросом. Большая часть знаний, которых мы имеем сегодня, пришла из экспериментов прошлого столетия. Эпоха гуманизма началась чуть позже, так что врачи мало в чем себя ограничивали. Перед вами несколько самых одиозных экспериментов, на которые мы вряд ли бы решились сегодня.
-
Эффект свидетеля
Не стоит считать, что оживленная улица обеспечивает личности некоторую безопасность. Если с вами что-то случится в центре города, то вероятность скорой помощи ближнего будет довольно низка. Эффект свидетеля, или синдром Дженовезе, заключается как раз в том, что все будут считать обязанным помочь кого угодно, только не себя самого.
-
Стэнфордский тюремный эксперимент
Самый неэтичный психологический эксперимент всех времен был проведен в тюрьме Стэнфорда. Группу студентов из 24 человек произвольным образом разделили на заключенных и охранников. Эту роль молодые люди играли две недели. Уже в первые семь дней обе группы максимально адаптировались к заданным условиям: «охранники» принялись вполне серьезно истязать «заключенных». Так выяснилось, что ситуационная этика может спровоцировать определенные типы поведения, несмотря на естественные тенденции индивида.
-
Маленький Альберт
И еще один мрачный и страшный эксперимент, на сей раз проведенный над младенцем. Джон Б. Уотсон из Университета Джона Хопкинса развивал у 9-месячного Альберта иррациональные страхи. Он показывал ребенку белую крысу — и мальчик проявлял к животному вполне разумный интерес. Затем психолог ударял в железный гонг, что пугало мальчика. Так повторялось до тех пор, пока Альберт не стал выказывать признаки страха при каждом появлении крысы, уже безо всякого гонга.
-
Эксперименты Аша
Человек максимально социальное существо и считать себя «не таким как все» будет большой ошибкой. Серия экспериментов из 1950 годов подтвердила это утверждение. Человека помещали в группу подставных актеров, которые отвечали неправильно на самые простые вопрос — вроде 2х2=5. Новичок очень быстро начинал приспосабливаться к поведению других и вскоре без задержки отвечал неправильно вместе со всеми.
-
Социальный эксперимент Carlsberg
Веселая реклама пива превратилась в самый настоящий психологический эксперимент. Ничего не подозревающие пары заходили в кинотеатр и обнаруживали, что единственные два места находятся в самой середине зала. А все прочие места заняты мрачными, накачанными байкерами, недобро поглядывавшими на вновь вошедших. Большинство пар предпочло ретироваться из кинотеатра от греха подальше, а добравшихся до своих мест байкеры приветствовали громкими аплодисментами и бесплатным пивом. Так психологи выяснили процент смелых людей среди обычного населения. Как и ожидалось, он оказался совсем не велик.
-
Пропавший ребенок
Оказывается, мы очень редко обращаем внимание на то, что происходит вокруг именно сейчас. Психологи повесили листовку с объявлением о пропаже ребенка у дверей в магазин. Некоторые из зашедших в помещение даже ее прочли. Но никто так и не заметил изображенного на фотографии мальчика, хотя он стоял всего в паре метров от дверей.
-
Привитый расизм
Учитель третьего класса Джейн Эллиот разделила детей на две группы: голубоглазое большинство и кареглазых изгоев. Отношение было соответствующим — светлым ребятам отдавалось немалое предпочтение. Уже ко второму дню они начали показывать лучшие результаты в учебе, а к третьему принялись третировать представителей меньшинства. Кареглазые студенты испытывали серьезные проблемы с самооценкой, их успеваемость упала. Психологи считают, что мы готовы стать расистами, если на то поступает указание сверху.
published on
Запись
Комментарии (0)