Алексея Покровского (1924-2009) не то чтобы поглотила Лета, на Ютубе много роликов с его выступлениями, но он явно проигрывает в известности ладно бы Кобзону и Магомаеву, но даже Ухналева и Будилина вспоминают чаще.
Попытаемся понять, почему один из лидеров телевизионных трансляций брежневских времен оказался основательно забыт.
С юности Покровский попал в конфронтацию с силой, определяющей ни много ни мало, а лицо советского театра второй половины ХХ-го века.
А начиналось все так.
Во время войны Покровский получил бронь как механик-сборщик оптико-механического завода. В 1944 он поступил в «Щепку», но через год перевелся в Школу-студию МХАТ. Там-то и состоялось нелицеприятное знакомство Покровского с Олегом Ефремовым. У них была общая психофизика, они неуловимо внешне друг на друга смахивали, при дележке ролей столкновение казалось неизбежным. А ребят, словно нарочно, сталкивали лбами, доверив играть поочередно в «шедевре» Анатолия Сурова «Зеленая улица». Покровский, начав с эпизодической роли, вырос в этой пьесе до одной из главных ролей и получил первую премию на конкурсе молодых артистов. Ефремов же остался в «Зеленой улице» на эпизоде.
В дневниковый список не принимающих его недоброжелатей он заносит фамилию Покровского.
Проговаривается в письме к матери:
«У меня не все благополучно в театре. Не потому, что не получается роль, не потому, что не хватает способностей, а не подхожу своей фактурой. Может быть, снимут с роли — очень высок и очень похож на Покровского, а для сцены два похожие друг на друга не выгодны. Так что нервничаю, хожу и чувствую над собой занесенный меч…»
Ефремов был унижен распределением, когда Покровского взяли в штат МХАТа без оговорок, а насчет Олега Алла Тарасова произнесла: «Зачем нам два одинаковых актера, они так похожи…»
На том этапе Покровский выиграл, дабы через тридцать лет проиграть.
Алексей Покровский в фильме "Звезда"
Покровский стал одним из ведущих актеров МХАТа поколения Леонида Харитонова, Олега Стриженова, Анатолия Вербицкого. Он играл Мальволио в «Двенадцатой ночи», доктора Гаспара Арнери в «Трех толстяках», Добчинского в «Ревизоре». Однако, все перечисленные представители этого мхатовского поколения реализовались прежде всего в кинематографе, а Покровскому в кино не очень повезло.
В 1949 он и Вербицкий исполнили главные роли в фильме «Звезда», потом у Покровского случился яркий эпизод в картине «Верные друзья». Пожалуй, все.
Нашел себя Покровский на эстраде. Аккомпанируя себе на венской семиструнной гитаре он пел романсы, песни на стихи русских поэтов, современную патриотическую лирику. Весьма скоро Покровский добрался до «Песни года», исполнив в эфире «Песню о фабричном гудке» (1974) и «Бери шинель, пошли домой» (1975). А вообще Покровский взял на вооружение концертный микст, столь популярный в 1930-1950-ые годы. Тогда программа в каком-нибудь Зеленом театре запросто могла сочетать оперную арию с простенькой песенкой, а фельетон с исполнением классических стихотворений. Поскольку председатель Гостелерадио Сергей Лапин ориентировался как раз на зрителя средних лет, который помнил эти концерты, Покровский получил на телевидении карт-бланш, поставив дюжину музыкально-поэтических композиций. Фильмы-концерты «С чего начинается Родина», «Любимые женщины», «По солдатским дорогам», «С. Есенин», «Много верст в походах пройдено» постоянно мелькали в повторах. Благодаря телеэфирам Покровский стал узнаваем, но не более. Все-таки в нем не было необходимого для эстрадных выступлений грана пошлости, а стихи Сурикова и баснописца Крылова годились для учебных программ, но не для широких стадионов. В результате Покровский проходил фоном, но пластинки выпускались, эфиры заряжались.
Когда во МХАТ пришел главрежем Олег Ефремов Покровский продолжительное время пытался к нему приноровиться, но видя, как его скатывают с главных ролей на третьестепенные ушел на эстраду, бросив театр.
Выступал до развала Союза.
Ретро-волны популярности у него не получилось, поскольку, повторюсь, слишком уж классический материал подминал он под себя. Только с развитием интернета песни в исполнении Покровского снова вошли в обиход.
Теперь-то понятно, что это было, как минимум, качественно.
Комментарии (0)