ИВАН БОРТНИК В "ЗЕРКАЛЕ ДЛЯ ГЕРОЯ"
4 января ушел Иван Бортник (1939-2019), актер, чья жизнь была связана с театром на Таганке.
Мы уже разговаривали о непростых отношениях, которые сложились с театром этим у Леонида Филатова, но и у Бортника таганская эпопея также оставила в итоге разочарованным (
Бортник был человеком амбивалентным, раздираемым внутренними противоречиями. Непростой характер, ничего не желающий держать внутри, сразу выплескивающий наружу недовольство, плодя себе врагов, - вот Бортник. Он сам говорил:
«Я же по матери-то Горячкин. А прапрадед у меня Лютый, из Запорожской степи. Значит, Горячкин я и Лютый. Мне мать еще говорила, у тебя, Ваня, врагов нет. Ты сам себе враг...»
Все это надо учитывать, анализируя отношения актера с миром и людьми.
В РОЛИ ПРОМОКАШКИ
Воспринимающийся большинством телезрителей как Промокашка из подворотни (не зря Бортник фильм, принесший ему славу, терпеть не мог (
Иван поступил в ГИТИС, перешел в Щуку, где впервые столкнулся с Юрием Любимовым. Молодой преподаватель ставил со студентами отрывок из пьесы Островского «Без вины — виноватые». Бортник играл Незнамова.
Дальше их пути временно разошлись, ибо Бортник после окончания училища стал актером театра имени Гоголя.
На Таганке он оказался в 1967 при обстоятельствах скандальных. По пьяной лавочке 7 ноября (50 лет Советской власти!) Бортник попытался поймать такси и нечаянно подвернулся под правительственный кортеж. Естественно, его задержали, возник скандал, на работу полетело письмо. Из театра Гоголя Бортника попросили, а больше никто на работу не брал.
Руку помощи протянул только Любимов.
Бортник сразу стал лицом театра, сыграв Павла Власова в инсценировке романа Горького «Мать». Он выходил на сцену в «Что делать?», играл Соленого в «Трех сестрах» и Моцарта в «Пире во время чумы», Пимена в «Борисе Годунове», Башмачкина и Коробочку в «Ревизской сказке», Сатина в «На дне».
Особенные отношения сложились у Бортника с Владимиром Высоцким. Именно эта дружба в итоге посеяла первые зерна раздора между актером и Любимовым.
Любимов замкнул на Высоцком спектакль «Гамлет». Именно замкнул, Высоцкому не было замены, а сам актер был ненадежен и пару раз спектакль, на который люди специально приезжали со всех уголков страны, сорвал. Любимовым овладела мания воспитать в коллективе еще одного Гамлета. Предложение готовить роль получили Золотухин, Филатов, Бортник. Золотухин был не против начать репетировать, а вот Бортник резко отказался. Сам он говорил об этом так:
«Понимал, что никогда в жизни на это не пойду. Ну бред сивой кобылы! Представьте себе: начинается спектакль, Володя садился у стены с гитарой. Пока рассаживалась публика, он что-то наигрывал. Потом выходил: «Гул затих, я вышел на подмостки...» Все понимали, что это Высоцкий. И это «Гамлет»! А я что, сяду у стены, буду на гуслях играть? Или на баяне? Ну бред!»
Золотухину Любимов впрямую сказал тогда насчет Бортника: «У него есть богатство. Но он оказался таким трусом».
Увы, Высоцкого с Бортником связывала не только близость духовная, они любили гульнуть на пару. И это Любимову тоже не нравилось. Оправдываясь, Бортник говорил:
«Почему я начал употреблять? У меня такое ощущение, потому что застенчив был очень. А когда выпивал, как-то легче было общаться. Расслабляет, знаете ли. И мир по-другому видится»
В общем, Марина Влади возила из Парижа «Эспераль» на пару Володе с Ваней, что толкало Любимова к саркастическому замечанию: «Не вошьете в задницу спираль, уволю».
"РОДНЯ"
Когда Любимова лишили Советского гражданства и в театр пришел Эфрос, Бортник одним из первых начал с ним работать. Более того, он отказался подписать письмо с требованием вернуть Любимова на пост худрука. Любимов сие вряд ли забыл. Юрий Петрович не принадлежал к числу людей, ставящих во главу угла милосердие.
Вообще после смерти Высоцкого Таганка стала жертвой войны амбиций, театр превратился в своеобразную мясорубку, перемалывающую своих адептов. На поверхностный взгляд Бортник вывернулся, но это только на поверхностный взгляд. Насколько серьезно страдала его репутация свидетельствует дневниковая запись Валерия Золотухина:
«Бортника в черном свете Марина (Влади, - прим. авт.) в книге выставила как одного из тех, кто способствовал вольно или невольно ускорению приближения кончины В. В. (Высоцкого, - прим. авт.) А Крымова (жена Эфроса, - прим. авт.) записала его в убийцы Эфроса. Не много ли жертв у Ванечки? Или сам он жертва людских наветов?»
Не знаю при каких обстоятельствах Влади в чем-то Бортника обвинила, но в книге ее «Владимир, или Прерванный полет» содержится уничижительная характеристика Бортника, как талантливого человека с неудавшейся судьбой. Влади плюсует его к людям, что в жизни Владимира «были лишь лакеями».
"УБИЙСТВО НА "ЖДАНОВСКОЙ"
С возвращением Юрия Петровича в жизни Бортника начался тяжелый период. Он вступил с Любимовым в вялотекущий конфликт, срывая спектакли, получая многочисленные выговоры и предложения уволиться. С одной стороны, все попытки Бортника наладить общение с шефом терпели крах из-за капризного характера последнего. Любимов обожал переворачивать ситуацию, выставлять Ивана невесть чем. Скажем, они нормально поговорят по телефону, а потом «Утром приходит на репетицию шеф. Мрачный. «Вчера звонил Бортник. Ночью. Пьяный. Требует главных ролей». Хотя я ему звонил днем, трезвый и ничего не требовал. Я вообще у него никогда ничего не требовал...»
Это с одной стороны, а с другой самому Ивану играть надоело. Он в актерской профессии разочаровался.
В 1998 Любимов поручил Бортнику роль в пьесе «Шарашка» по Солженицыну. Спектакль готовился к восьмидесятилетию автора «Архипелага ГУЛАГ» и был для театра важен. Роль Бортнику не нравилась, в середине репетиций он скандально покинул спектакль.
Как сказал Бортник: «От новых ролей я отнекивался, и в конце концов, Юрий Любимов понял, что в новых постановках я не хочу участвовать».
В репертуаре Таганки остался один спектакль с участием Бортника - «Высоцкий», но и оттуда Любимов актера убрал.
Да, Бортника настигла профессиональная усталость, он и сам уже ничего не хотел.
«Ну что, вот я думаю: приду в театр, помирюсь с Любимовым. И что дальше? Опять пою: «Я однажды гулял по столице, двух прохожих случайно зашиб...»? Ну хорошо, получу свою долю аплодисментов. И что, мне до 85 лет вот так «гулять по столице»? Ну бред сивой кобылы!..»
Ушел он на восьмидесятом году жизни из-за оторвавшегося тромба.
Светлая память!
Комментарии (0)