картинка с сайта biblio-ksl.ru
25 августа родился Борис Бедный (1916-1977), писатель, испытавший в сороковые роковые столько, что у него, в буквальном смысле, слов не нашлось, дабы это описать.
Бедному постоянно приходилось отвечать на вопрос: «Не родственник ли?» Здесь Борис напоминал, что у поэта Демьяна, взявшего псевдоним Бедный, настоящая фамилия Придворов. А вот он-то, Борис, реально Бедный, по отцу.
Отец вообще дал Бедному много, объяснив, какова сила мечты. Провинциальный учитель грезил о Париже, - и что же? Скопив денег, поехал к Эйфелевой башне в составе учительской экскурсионной группы. Это случилось в преддверии Первой Мировой, дальше стало не до Парижа, но рассказы остались, и долгими вечерами отец расписывал семье французские приключения, тревожа у сына фантазию.
Свою судьбу Борис Бедный завертел отличной учебой. Парень закончил Майкопский лесной техникум с «красным дипломом» и его, как лучшего, отправили совершенствоваться в Ленинградскую лесотехническую академию. Борис чувствовал писательское призвание, но полученное образование сплавщика леса забросило его из Ленинграда по распределению в Коми.
В октябре 1941 года призвали на фронт. Закончив курсы младших лейтенантов, Борис в феврале 1942 принял под командование стрелковый взвод.
Уже через полгода парня представили к ордену Ленина.
Посмертно.
На деле Борис Бедный не был убит да захоронен в братской могиле, как опрометчиво решила бюрократическая машина, а попал в плен. Его угнали на работы в Германию. Из лагеря узника освободили советские войска в апреле 1945. Бедный прошел проверку особистов и вернулся на лесосплав в Коми.
Впрочем, надолго он там теперь не задержался. В 1947 переехал в Москву, поступил в Литературный институт.
Сначала карьера советского писателя Бедного развивалась нормально. В 1951 году рассказ студента Литературного института помещает в «Новом мире» Твардовский. Рассказ этот назывался «Комары» и вызвал восторженную рецензию Николая Погодина в «Литературной газете». В следующем году вышла первая книжка «Большой поток».
О чем писал Борис Бедный? Не о войне, не о лагере. О буднях работников лесной промышленности. Эту тему он знал не понаслышке, и двигался в большом потоке тогдашней литературы, которую скоро назовут лакировочной, а я бы назвал «Векторной».
В последние годы сталинского правления основным литжанром стал производственный роман, показывающий как хорошо живет страна, меж тем, как страна горбом восстанавливала из пепелища разрушенное войной. И ведь восстановила, причем, в кратчайшие сроки. В том числе потому, что читала стимулирующие книги.
Есть же такое понятие как литература момента. Тогдашний момент, а литература играла роль государственного рупора, требовал не осмысления войны, не фотографических картин выживающих колхозов, а надстройки «Сверх». В кино наиболее ярко этим требованиям отвечали «Кубанские казаки». В литературе романы Бабаевского да Павленко.
На такой магистральный путь и вступил Борис Бедный, потерпев на нем крах.
картинка с сайта libex.ru
Умер Сталин, и фильм по повести Бедного «Степные зори» (режиссер Леон Сааков; в главной роли Ия Арепина —
Бедный замолчал, не понимая, как писать дальше.
Слом прежних установок сильно ударил по литераторам, ходивших у режимах в королях. Растерялся даже прожженный Анатолий Рыбаков (Сталинская премия за роман «Водители»); утратил чувство времени ловящий все на шараш Юрий Трифонов (Сталинская премия за роман «Студенты»); спешно отказывался от своего дебютного поэтического сборничка «Разведчики грядущего» Евтушенко (принят без аттестата зрелости в Литературный институт и Союз Писателей); пожалуй только Сергей Антонов (Сталинская премия за сборник рассказов «По дорогам идут машины»), в силу легкости характера, быстро сменил пластинку.
Бедный же просто замолчал.
Только в 1959 году в «Огоньке» появились главы повести «Девчата». В 1961 она выходит в культмассовой «Роман-газете».
На повесть положил глаз режиссер Юрий Чулюкин.
Фильм «Девчата» в представлении не нуждается. В год выхода он собрал 35 миллионов зрителей и до сих пор входит в пул комедий, регулярно показывающихся по телевизору.
Так Бедного настигло новое испытание. Все, что он делал поверялось киношным успехом «Девчат», козырной повестью открывались почти все авторские сборники, без упоминания «Девчат» о Бедном не было даже разговоров.
Бедный не смог повторить успех, а ведь у него лежал за плечами опыт войны и плена. Об этом напоминали близкие люди, подталкивая если не к романам, то хотя бы к мемуарам. Писатель делился рассказами из дантовой жизни, прикидывал сюжетные линии, раздавал обещания рассказать всю правду.
Что-то мешало.
Может, бурная педагогическая деятельность? Бедный преподавал в Лите, вел семинар на Высших курсах, убивал время на чужие рукописи.
А может, как писал, размышляя о судьбе товарища, Константин Ваншенкин:
«...хочется подумать о проблеме откладывания своей главной книги. Книги о себе, детстве, юности, любви, войне. О том, что не уйдет. А ведь может и уйти. И уходит».
Никаких значимых наметок романа о войне в архиве Бедного не обнаружено. Осталась лишь рукопись «Движение души» опять о лесосплавщиках.
Она не издана.
Умер писатель неожиданно, сраженный обширным инфарктом.
Оставив после себя «Девчат».
Комментарии (0)