Точно так же, как Суэцкий канал когда-то разъединил Африку и Евразию, так и Панамский канал стал границей двух других континентов – Северной и Южной Америк. Его прокладка стала одной из самых грандиозных строек, когда-либо осуществленных человечеством, а влияние на развитие экономики и судоходства в Западном полушарии невозможно оценить.
Вероятно, правильнее будет сказать, что канал не разъединил, а соединил – два океана, Тихий и Атлантический. Одними из первых изрядно помучались из-за отсутствия водного пути через Панамский перешеек испанские конкистадоры во времена покорения Америки – уж больно тяжело было везти награбленное у инков золото через джунгли, болота и горы из основанной ими Панамы в город Портобелло, откуда галеоны шли к берегам Испании.
Мысли о том, чтобы соединить океаны, при этом появлялись давно, но только в конце XIX века идею стали воплощать в жизнь – во главе начавшегося в 1881 году строительства Панамского канала встал французский дипломат Фердинанд Лессепс, ранее, в 1869 году, с триумфом завершивший прокладку Суэцкого канала. Его репутация была столь же велика, сколь огромным вышел скандал в связи со строительством канала в Панаме – настоящая финансовая катастрофа, крупнейшая в истории Третьей республики, сопряженная к тому же с большими человеческими жертвами (около 20 тысяч рабочих, умерших от малярии). Проект оказался не жизнеспособным, расчеты не верны, а Лессепс, и без того в то время уже находившийся в преклонных годах, во время расследования и суда и вовсе помутился рассудком и вскоре ушел из жизни.
Панамский скандал (это словосочетание стало нарицательным и теперь зачастую используется в связи с крупными аферами) не поколебал решимости довести все же дело до конца. На этот раз уже не Франция, а США стали главными инвесторами и владельцами проекта, который вновь был запущен, с учетом всех ошибок, в 1904 году под руководством инженера Джона Фрэнка Стивенса. Десять лет спустя основные работы были завершены, и 15 августа 1914 года по каналу прошло первое судно. После некоторых доработок официально Панамский канал, чья общая длина по суше и морю составила 81,6 км (из них водный путь 16,4 км) был открыт 12 июня 1920 года.
Запись
Комментарии (4)