На святой источник Николая Чудотворца мы ездили несколько лет подряд за водой. Вода из этого источника холодна, прозрачна, с легким серным запахом и необыкновенно вкусна. При хранении она не портится и не теряет своих свойств. За водой приезжают из Рославля, Десногорска и даже из Смоленска. Народная молва говорит о том, что эта вода обладает целебными свойствами. Люди, пившие воду источника, отмечают её благотворное воздействие, особенно при проблемах со зрением.
1. Но пару лет назад поездки наши прекратились из-за плохого состояния просёлочной дороги.
2. Святой источник у села Луги находится в 25 км от Рославля, имеет богатую трёхсотлетнюю историю и известен далеко за пределами Смоленщины. Паломничество сюда не прекращалось даже в советские времена.
3. В 2001 году источник села Луги был включен в число объектов культурного наследия Рославльского района, а в 2014 году ему был присвоен статус памятника природы регионального значения. Луговский святой источник стал первым памятником природы Смоленщины, открытым за последние тридцать лет. И мы поехали посмотреть, что изменилось в тех краях за прошедшее время.
4. Сейчас памятник природы "Святой колодец Николая Чудотворца в деревне Луги" состоит из двух участков: собственно святого колодца с прилегающей к нему территорией и места, на котором стоял Никольский храм. Недалеко от колодца, как и прежде, стоит деревянная часовня.
5. Раньше нас здесь всегда встречали смотрители — супружеская пара, которые присматривали за часовней, убирали территорию и рассказывали об этих местах.
6. Сохранились народные предания и легенды о явлении иконы святителя Николая.
7.
8. К святому источнику ведёт тропа, выложенная бетонными плитами.
9. Три века назад здесь был дремучий лес, принадлежавший помещику Повало-Швыйковскому, который часто приезжал поохотиться в эти места.
10. Его лесники регулярно обходили территорию, оберегая деревья от незаконной вырубки.
11. Во время одного из таких сторожевых обходов у родника лесники заметили свет, идущий от одной из сосен и, приблизившись к дереву, увидели на нём образ святителя Николая, от которого исходило чудесное сияние.
12. Первым исцелённым по молитве образу святителя Николая стал сам владелец этого леса. Ослепший после болезни, он вновь обрёл зрение, омывшись водой из источника. О дальнейшей судьбе чудотворного образа и прославленного им места известно следующее. От Швыйковского место с родником и чудотворным образом перешло к новому владельцу, графу Салтыкову. Так как стечение паломников к образу не уменьшалось, а возрастало, и некоторые из них стали здесь селиться, то граф построил в 1764 году недалеко от часовни деревянную церковь, куда был перенесен образ из часовни. В 1858 году он же возвел большой каменный храм в русском стиле с главным престолом во имя Святителя и двумя приделами. Здесь за правым клиросом и хранился чудотворный образ.
Над целебным родником граф Салтыков устроил колодец, названный в народе святым. Во избежание осыпания стенок колодца в него установлено было чугунное кольцо глубиной около двух метров. С течением времени на пожертвования богомольцев над этим святым колодцем была выстроена красивая каменная часовня.
13. Слава чудотворного образа и святого колодца с течением времени всё больше возрастала. Самыми сильными и наглядными доказательствами силы, связанной с образом святого Николая, являлись его благодеяния городу Рославлю. Дважды, в 1832 и 1848 годах, Рославль и его окрестности были поражены эпидемией холеры. Каждый раз болезни прекращались после усердного общего моления Господу на городской площади перед чудотворным образом святителя Николая. Достаточно часто случались в Рославле сильные пожары. Местное предание свидетельствует, что всегда в таких случаях, как только приносили икону святителя Николая из Лугов, небесная помощь являлась бедствующим рославльчанам и спасала их. Особенно сильной была помощь святого Николая во время пожара 18 июля 1855 года. С тех пор в этот день рославльчане постановили ежегодно приносить икону святителя из Лугов в Рославль, совершать перед ней благодарственный молебен, а затем обносить крестным ходом вокруг всего города. Сохранилось описание этого торжества в книге А. Вознесенского и Ф. Гусева «Житие св. Николая и слава его в России».
14. Икона находилась в Никольском храме села Луги до 1932 года. Затем храм был разрушен, часовня над святым колодцем стерта с лица земли. Святой образ был утерян, и судьба его неизвестна. До наших дней сохранились описание иконы и ее фотография в книге Воскресенского и Гусева.
15. После празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году Луговской источник обрёл второе рождение. Впервые за многие годы колодец был вычищен от накопившейся в нем грязи. На дне колодца были найдены остатки кованой ограды, видимо, некогда украшавшей часовню, кадило, монеты и многое другое. Камни, служащие природным фильтром, лежащие на дне, были извлечены, очищены от ила и помещены обратно. Само чугунное кольцо металлическими щетками вычищено до блеска. По установившейся традиции Спасо-Преображенский монастырь города Рославля стал хранителем святого колодца.
16. В 1998 году сам колодец закрыли срубом, а над ним на металлических столбах установили сень с главкой, увенчанной крестом.
17. Рядом была сооружена купальня для желающих омыться святой водой, куда вода поступает по металлической трубе из колодца. Купальня обшита деревом, на крыше ее также укреплен крест.
18. Поблизости от святого колодца находится глубокое озеро, в которое стекают окрестные родники.
19.
20.
21.
22.
23. Поблизости на холме, где стоял величественный храм, в 1998 году по инициативе смоленских атомщиков установили памятные знаки. Святому месту стала возвращаться былая красота.
24. Впечатления остались от посещения этого тихого места, как и раньше, душевные и умиротворяющие.
25.
26.
27.
28. Сохранились надгробные камни церковного погоста.
29.
30. Рядом с колодцем Николая Чудотворца и около храмового холма установлены стенды с описанием памятника природы и призывами к гражданам вести себя достойно.
Источник: Иеромонах Рафаил (Ивочкин). Святыни земли Рославльской, Смоленск: Свиток, 2004.
published on
Запись
Комментарии (0)