Существует множество способов попадания в Грузию: самолетами через три международных аэропорта, поездами из Азербайджана и Армении, через десяток сухопутных переходов от каждого из соседей. Но самыми интересными и неизведанными до сих пор остаются пропускные пункты в Поти и Батуми — морских портах, через которые осуществляется львиная доля товарооборота Грузии с дальними странами, а также большая часть транзитных грузов. Наверняка в этих портах регулярно проходят границу работники внешней торговли, дальнобойщики и моряки, но путешественники среди них встречаются редко, поэтому развернутых отчетов на эту тему практически нет. Показательно моё знакомство с одной женщиной из Украины, произошедшее у Мадарского всадника в Болгарии. Она посетовала на то, что слишком дороги нынче билеты на прямые рейсы в Грузию, и ей выгоднее отдыхать в Болгарии. Я же удивил её, открыв глаза на то, что из Ильичевска, находящегося рядом с её родным городом, ходит прямой паром в Батуми.
На момент этой поездки пассажирское судоходство связывало Батуми со следующими городами Черного моря (намеренно пишу в настоящем времени):
— Сочи, куда можно добраться грузинской «кометой» или российским скоростным катамараном. Суда ходят пару раз в неделю, актуальное расписание с ценами и контактами можно найти на сайте сочинского порта. Единственное, о чем там не пишут — о том, что вопреки расписанию, согласно которому судно должно идти около четырех часов, случается так, что из-за волнения на море, «комета» не может «встать на крылья», тогда люди болтаются в море до 10 часов. Что испытывают в этой болтанке пассажиры легко представит себе тот, кто попадал в шторм в открытом море, — это очень не приятно.
— Бургас и Новороссийск связывает с Батуми паром «Дружба». К сожалению, порт в Новороссийске обслуживает только грузы (и то крайне коряво, как мы выяснили на собственном опыте, но об этом позже), пассажиры в этом пункте не могут ни выйти ни войти на судно, что, согласитесь, странно и глупо. Паром периодически (возможно, от сезона к сезону) меняет порты, то выходит из Варны, то приходит в Поти.
— Между Ильичевском, Бургасом (Варной) и Батуми (Поти) курсирует паром «Каунас», в чреве которого перевозятся не только фуры, но и целые железнодорожные составы. В отличие от «Дружбы», которая ходит против часовой стрелки (Болгария-Грузия-Россия), «Каунас» движется в обратном направлении (Болгария-Украина-Грузия). То есть следующим из Болгарии в Грузию больше подходит «Дружба», поскольку идет быстрее и не заходит в лишний порт, а направляющимся из Грузии в Болгарию удобнее воспользоваться «Каунасом».
С помощью обоих паромов можно переплыть море и на собственном автомобиле. Только на те же деньги вполне можно арендовать машину в Грузии недели на 2-3, а в Болгарии так и на все полтора месяца, так что стоит хорошо подумать. (Заметил, однако, что цены на перевозку легковых авто сейчас существенно ниже, чем были. Возможно, существует некий сезонный фактор.)
А теперь личные впечатления. Когда окончательно определилось, что отпуск моя семья проведет в Болгарии, я начал искать варианты, как нам после знаменитых Золотых песков дешевле и удобнее добраться до Грузии. Прямых рейсов между странами нет (точнее не было, сейчас летает Визэир по маршруту Кутаиси-София). Некие метафизические чартеры в Тбилиси из Софии и в Ереван из Варны вроде бы и существовали, я даже встретил в армянском квартале Варны объявление на заборе, о том, что о билетах на самолет нужно спросить некоего Геворка, но это всё ненадежно и рискованно. Рейсы с пересадками выходили слишком дорого. Турецкие авиалинии предлагали доставить мою семью из двух взрослых и ребенка за 43000 рублей в одну сторону при очень неудобном ночном вылете из Бургаса. Варианты перелета через Москву выходили еще дороже. Самый дешевый способ, найденный мной, выглядел следующим образом: автобус Варна-Стамбул (в дороге около 8 часов) и самолет в Тбилиси, который, если постараться сильно заранее, можно купить по цене в 2,5-3,5 тысячи рублей на человека. Но 8 часов в автобусе с непоседливым ребенком не стоит никакой экономии… Решаю проверить расписания существующих паромов, и, к своей радости, обнаруживаю, что как раз в день нашего планируемого отъезда, то есть 15 июля, паром «Дружба» выходит из Бургаса в сторону Батуми.
Паром «Дружба».
Цена с трехразовым питанием выходила следующая:
Каюта на 4 человека — 100 €/человек (сейчас 120 €)
Каюта на 2 человека — 150 €/человек
VIP каюта на 2 человека — 250 €/человек
Дети с 6 до 12 лет — 50 €/человек
Дети до 6 лет — бесплатно
Семья из 3-х или 4-х человек — 30% скидка (сейчас при оплате 4-х билетов — всего 15% скидка).
Я нашел несколько русскоязычных сайтов, предлагающих услуги по бронированию билетов на паром, и за полтора месяца до рейса написал в три из них письма следующего содержания:
Интересуют билеты на паром Бургас-Батуми на 15 июля 2016 г.
Еду с семьей, всего 2 взрослых и ребенок 4 года.
1. На вашем сайте написано, что дети бесплатно. Предоставляется ли им спальное место?
2. Можно ли при покупке билетов за 100 евро сделать так, чтобы к нам никого не подселяли.
3. Распространяется ли на нас семейная скидка?
Из одного места (russiabg.com) ответа я так и не дождался. Из второго (v-bolgarii.eu) мне ответили так: Спальное место ребенку предоставляется. За небольшую доплату можно будет гарантировать то, что в Вашу каюту никого не подселят. Семейная скидка распространяется при условии минимум 3-х оплаченных билетов. А вот ответ третьих (bulgar.in) мне понравился больше всего, с ними я и вел дальнейшие переговоры: Ребенку спальное место предоставляется, к вам никого не подселят.
Наверное, стоило вести напрямую переговоры с перевозчиком, но я тогда не обнаружил их сайт (его даже не было на официальном буклете). Возможно, что сам сайт появился недавно — www.bg.pbm.bg. (Там, кстати, помимо расписания, контактов, имеются и фотографии кают разных классов.)
С сотрудниками bulgar.in я общался еще несколько раз до отъезда в Болгарию и уже по приезду, уточняя детали. В том числе еще раз оговорил, что, оплачивая 200 евро за взрослых, мы получаем всю четырехместную каюту в свое распоряжение. И в последний раз решил позвонить за два дня до поездки, наверное, что-то почувствовав. Мне ответили, что еще раз свяжутся с портом и перезвонят. И вот в районе 17 часов в среду 13 июля меня ошарашивают новостью, что по каким-то там причинам судно выбилось из графика и выходит из порта сегодня в 23:00. Следующий час я не забуду никогда! Я спрашиваю у администратора отеля про такси, он делает звонок, называет цену… Мы бросаемся запихивать вещи в чемоданы… Я периодически звоню в Бургас, требую задержать корабль… Бегу на ресепшен заказывать такси, новый администратор (старый уже отработал и ушел) называет цену в два раза выше. Я его прошу спросить у своего коллеги номер, по которому он звонил, но тот, сволочь, врёт, что не знает его телефона… Послав администратора, я пытаюсь найти такси на улице, но уже вечер, все отработали, а перерабатывать здесь ой как не любят… Ребята из bulgar.in (к слову, они были на связи до последнего момента и распрощались с нами, только когда мы попали на борт) находят трансфер по цене, которую называл первый администратор… Мы грузимся в машину и мчимся в сторону Бургаса, до которого 130 км витиеватой дороги.
В порт Бургаса мы приезжаем в половине двенадцатого, запутавшись на развязках и еле его отыскав. А там… Только первые фуры начинают заезжать на судно. Про нас никто слыхом не слыхивал, вышел какой-то человек со списком пассажиров, но в нем наши фамилии не нашлись. Забрав паспорта, он куда-то уходит, потом возвращается, передает их офицеру в ларёчке погранслужбы, тот ставит печати. Вскоре мы входим на борт, затаскиваем чемоданы на жилую палубу, получаем магнитные ключи от каюты и идем гулять по судну. Гулять особо негде, в распоряжении пассажиров 1,5 этажа. Находим столовую, ужин, оказывается, включен и давно закончился, но нам дают три внушительные порции жареной рыбы с рисом — становится понятно, что во время путешествия никто на борту не голодает. Побродив еще немного, засыпаем, рассчитывая встретить утро в открытом море.
Погрузка на судно в порту Бургаса.
Первыми въезжают фуры, загруженные поддержанными легковушками.
Большинство фур с грузинскими номерами, но есть и российские фуры. Закрытая из-за непогоды дорога через Крестовый перевал, скомкала планы многим логистическим компаниям, некоторые отправили грузы альтернативным путем — по морю.
Стандартная четырехместная каюта сделана по принципу купе, два места сверху — откидные. Есть розетка, маленький шкаф, ну и главное…
Туалет и душ.
Коридоры.
Ресепшен.
Всё весьма прилично.
Подразумевался даже Duty Free.
Паром относительно свежий, год спуска на воду — 2002. Построили его в Испании, там же он и эксплуатировался первые годы своей жизни под названием «Мурилло». В 2014 году его выкупила болгарская компания, связав Грузию, Россию и Болгарию очередным транспортным маршрутом. Судно имеет габариты 180 м на 24,3 м.
Зал для сидячих пассажиров.
Столовая.
Еще один зал. Здесь можно посмотреть DVD, в том числе на русском языке.
Бар. Рассчитаться за напитки можно еврами. Еще есть несколько автоматов, принимающих монеты евро. Лично нам, учитывая, что вода и вино (последнее только на ужин) раздавались бесплатно, бар даже не пригодился.
Клуб. К услугам пассажиров — шахматы.
Проснувшись утром, я выглянул в иллюминатор, увидел портовые краны и понял, что никуда мы не вышли, а значит и в спешке никакой необходимости не было. Только ближе к 9 часам закрылся трап, портовый буксир уткнулся носом в правый борт «Дружбы» и стал выводить паром за пределы порта. Я прикинул, что если по расписанию паром идет два дня и три ночи, то мы должны прибыть в Батуми вечером в субботу. Но не тут-то было.
Утро четверга. Трюм забит под завязку фурами. И это лишь один из грузовых этажей.
Буксир как пиявка прицепляется к борту.
Спальные районы Бургаса.
До встречи, Болгария!
Буи-маяки.
Выход в открытое море.
«Надежда» прошла мимо.
Таможенный катер покинул нас.
Сухогруз покидает территориальные воды Болгарии.
published on
Запись
Комментарии (0)