13 февраля отмечает день рождения баснописец Иван Крылов (1769-1844), на баснях которого российские дети получают уроки социального воспитания.
Одна из первых моих книжек - вот такое роскошество с рисунками Виктора Таубера.
Не особо вникая в, малоинтересное, будем честными, содержание я обожал рассматривать эти детальные объемные фигурки и к школе знал наизусть басни оттуда, а это «Стрекоза и муравей», «Кот и повар», «Слон и Моська», «Квартет».
Еще я любил красочный мультик по Крылову «Стрекоза и муравей», снятый в 1961 Николаем Федоровым.
Игрушек по Крылову не помню, хотя когда, до войны еще, вышел советский мультик «Квартет» то на волне его популярности, как вспоминал Евгений Мигунов: «маски осла, козла, медведя и мартышки продавали в магазинах культтоваров… карнавалы и праздники не обходились без них»
БОЛЕЕ ПОЛНО С КРЫЛОВЫМ Я ЗНАКОМИЛСЯ ПО ЭТОЙ КНГИЖКЕ
Более полное собрание басен Крылова меня не впечатлило, хотя было оно иллюстрировано создателем «Веселых картинок» Иваном Семеновым. К тому времени я уже пошел в школу и басенное моралите откровенно раздражало.
Крылов необходим в детсадовском возрасте, он учит ребенка ориентации в пространстве, но среднестатическому подростку Крылов скулы от зевоты сворачивает.
Впрочем, отмирающий жанр басни тогда пытался реанимировать Сергей Михалков и на его фоне Крылов смотрелся еще ничего. Басни Михалкова не терпелись мной категорически (хотя вроде как были наполнены современными реалиями).
ОТ ЭТОЙ КНИЖКИ МЕНЯ ВОРОТИЛО
Главный удар ждал в пятом классе. С книжкой Таубера я распрощался в пять лет, и вот, пожалуйста! В рамках урока по литературе двенадцатилетнему лбу предлагалось заучить любимую басню, не входящую в школьную программу. Как назло, «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Слон и Моська», «Волк и ягненок» в программе были. Открыв книжку с иллюстрациями Семенова я решил, что моя самая любимая басня «Петух и жемчужное зерно», - 10 строчек, короче нету.
Все-таки парадокс, до школы я знал пяток басен, специально не заучивая, а тут одну выучить в лом оказалось.
Нямка оказалась в дальнейшем. Почти весь класс, не сговариваясь, счел любимейшей историю про петуха и зерно. Когда при летучем опросе пятый человек завел: «Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно…» стало ясно, урок не задался. Мудрая преподавательница литературы вынесла вердикт: «Кто прочтет что-то кроме «Петуха…» ставлю пять!» Пара ботаников все-таки нашлась, спасая честь класса.
РИСУНОК СЕМЕНОВА
И вот у меня вопрос: за каким чертом подросткам впаривают вещи, с которыми они знакомятся еще в детском саду? Ориентируясь на собственный школьный опыт помню насколько дико было в четвертом классе проходить по программе «Снежную королеву» Андерсена или «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина. Да мне во втором классе уже неинтересно было читать Осееву («Волшебное слово») или Пантелеева («Буква «Я»).
И обратите внимание на резкий переход: уже на следующий год, в пятом, предлагалось изучать пушкинского «Дубровского» и длинный «Белеет парус одинокий» Катаева. В шестом приходил черед «Тараса Бульбы» Гоголя, которого не каждый взрослый поймет.
Удивительно ли, что предмет литературы не был фаворитом ни у кого из моих одноклассников.
Комментарии (0)