Раифа - (Раифская пустынь) для Казани навсегда стала ее неразделимой частью, ее душой. Местные жители теряются в догадках, пытаясь объяснить истоки духовной силы раифской обители. Даже животные и земноводные ведут себя здесь по особому, отдавая дань уважения месту, которому покровительствуют высшие силы Создателя.
Например, молчаливые раифские лягушки, которые не квакают вблизи монастыря являются настоящей научной тайной. Местные и иностранные ученые проводили свои проверки и выяснили, что стоит только местных лягушек увезти от монастыря, как те начинали заливаться раскатистым кваканием! А французы привезли сюда своих жаб. Так те твари сразу замолчали, как оказались у монастырских врат. Пришлось ученым мужам обратиться к местным легендам.
Оказалось, основатель Раифской пустоши преподобный Филарет и его сподвижники, однажды, во время молитвы попросили у Бога милости - избавить их от отвлекающего кваканья лягушек. Ведь они жили у озера и скрыться за какими-либо стенами не могли! Их не было. И чудо! Лягушки замолчали на века...
памятник раифским лягушкам
Раифская пустынь была основана еще в семнадцатом веке. Места у сумского озера были знамениты не только умными земноводными... Сюда часто приходили марийские шаманы для совершения жертвоприношений языческим богам. Надо сказать, что в этих лесах, в 27 километрах к северо-западу от Казани, располагались марийские поселения. Озеро для них являлось источником магических сил.
Вот именно сюда Благословенная рука Господа привела скитальца - иеромонаха Филарета, посвятившего свою жизнь служению Богу. Он был известен тем, что уже в свои молодые годы постригся в монашество в московском Чудовом монастыре и удостоился рукоположения от Патриарха всея Руси Гермогена в сан иеромонаха. Однако не карьеры искал Филарет в православии. Его душа была голодна до сокровенного духовного опыта, избавления от плотских увлечений и служения Господу. Оставив в 1612 году Москву, монах начал свой паломнический путь по святым местам. В 1613 году, посетив многие монастыри и города Филарет дошел до Казани. В бывшей татарской столице он поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося на территории Казанского Кремля. Эта обитель была известна своей древностью, берущей начало с 1556 года - времен царя Ивана Грозного, лично участвовавшего в ее создании. Здесь в Казанском Кремле также находился дом архиепископа Казанского и Свияжского Гурия.
Однако Филарет избегал мирского внимания и отвлечения от молитвенного состояния. Он принял подвиг юродства. Миряне, да и сами братья монахи избегали его общества. Поэтому Филарет пребывал в полном духовноем единении. Но ведающие люди разглядели духовную силу юродствующего монаха и стали искать способов сближения с ним. Таким был казанский купец Сергий. Он жертвовал ему щедрые подаяния и даже построил келью в своем доме, где монах иногда скрывался от мирского внимания. В этом же 1613 году Филарет осознал, что ему надо покинуть город и искать уединения вдали от людей.
Вот так, пробираясь по велению сердца в девственных лесах, он случайно вышел на берег неизвестного ему сумского озера. Не исключается версия, что Филарет узнал о его существовании в Казани. Мрачность и таинственность найденного места и удаленность от мирской Казани привлекли алчущую до духовного просветления душу Филарета. Он построил у озера небольшую хижину. Так с 1613 года началось летоисчисление Раифской пустыни.
Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни дикие черемисы-марийцы приходили на берег озера для совершения своих обрядов. Их рассказы о пришлом православном монахе стали известны в Казани. Сюда к Филарету присоединился казанский купец Сергий. После ухода Филарета он принял монашеский постриг и имя Серапион, а все свое богатство отдал в дар Семиозерскому монастырю. Филарет не противился обществу своего собрата по вере. Это означало, что рядом могли найти приют новые христианские отшельники, которые стали сюда прибывать. В один из дней одному из иноков Господь явил простертую над озером руку, благословляющую то место, где находился их монашеский скит. Филарет признал в этом знамении Божественный знак и объявил о строительстве часовни.
Вместе с тем, основатель раифской обители преподобный Филарет, предчувствуя свою близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умирает. Это печальное событие произошло в 1659 году. Известно, что позже, в 1661 году, к митрополиту казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства попросили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Архиерей исполнил желание Раифской братии и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он лично отправился в эти места и вручил старцам благословенную грамоту на построение церкви. В качестве настоятеля монашеской обители был назначен иеромонах Савватий, под контролем которого в 1662 г. начались строительные работы.
Собственно, именно тогда, обитель получает свое название Раифской, закрепившейся на многие века в честь убитых язычниками сорока трех православных монахов знаменитого Раифского монастыря. Он был построен в шестом веке на берегу Красного моря в египетском городе Эт-Тур (Раифа греческое название) византийским императором Юстинианом первым.
По указанию Казанского архиепископа храм, построенный здесь в честь преподобных отцов в Синае и Раифе убиенных, должны были славить память погибших за христианскую веру.
В 1708 году восстановленная в камне церковь Святых Отцов в Синае и Раифе убиенных
Несколько позднее была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери. Но это уже будет следующая история о жизни монашеского братства святой Раифской обители.
Подписывайтесь на мой блог.
Комментарии (0)