Сыграв влюбленную в Будулая Настю, артистка стала «своей» для цыган. Позднее Матлюба Алимова еще не раз перевоплощалась в представительниц кочевого народа, однако в 90-е осталась не у дел и была вынуждена сменить профессию.
Матлюба Алимова
Яркую внешность Матлюба Алимова унаследовала от родителей: папа был узбеком, ну а в жилах мамы текла русская, грузинская, польская и немецкая кровь. Хотя девочка росла в Андижане, языка местных жителей она так и не выучила. Сказалось и то, что училась Матлюба в советской школе, и настороженное отношение к одноклассникам.
«Во всяком случае в моей памяти осталось, что какие-то оскорбления в детстве я слышала только от мальчиков-узбеков. А может, это и не оскорбления вовсе были. Может, сегодня я приняла бы их за какой-то дикий комплимент», — рассуждала звезда спустя годы.
Обижали Матлюбу Алимову всерьез или же те жесты стоило счесть за грубые «ухаживания», но после выхода фильмов «Маленькие трагедии» и «Цыган» к актрисе относились с огромным пиететом. Почему же личная жизнь популярной артистки не сложилась, а ее домом стал Сретенский монастырь? 12 августа Матлюбе Фархатовне исполняется 68, и мы рассказываем, каким было ее падение с самой вершины славы.
Детство и юность
Актриса не сразу осознала, какой эффект производит на окружающих ее яркая внешность
Отец Матлюбы проходил срочную службу в Уфе, где и встретил будущую жену. Родственники Фархата не приняли русскую невестку, и в конце концов, несмотря на появление на свет трех дочек, супруги развелись. Ну а узбек создал новую семью с землячкой.
«Когда мама отправила папу к другой жене, мы, все три сестры, взяли сторону мамы. Но на отца никогда обиды не было, — вспоминала актриса в программе «Мой герой» на ТВЦ. — Папа всегда хорошо к нам относился, так что моя душа свободна от злобной памяти».
В средней школе Матлюба любила русский язык и литературу, а об актерской карьере даже не мечтала из-за низкой самооценки: насмешки мальчишек заставляли девушку чувствовать себя гадким утенком. Впрочем, после девятого класса все изменилось — Алимова вытянулась до 176 сантиметров и так похорошела, что однокашники раскрыли рты от удивления.
Матлюба была благодарна Баталову за уроки и поддержку в вузе
Решение поступать в театральный, да еще и в Москве, пришло к Матлюбе неожиданно, но оказалось верным: абитуриентка попала во ВГИК с первого раза. Вот только через год Борис Бабочкин отчислил четверых студентов, включая нашу героиню, за профнепригодность. «У меня был маленький платочек, я утирала им слезы, выжимала и снова вытирала, — делилась Алимова. — А вскоре Борис Андреевич скончался, и нас четверых, кто не перевелся на другие факультеты, восстановили».
Новым мастером курса стал Алексей Баталов, которого молодежь боготворила. При нем Матлюба быстро стала отличницей и даже раннее замужество не помешало учебе: Алимова влюбилась в студента режиссерского отделения Мурата Ахметова. Увы, долго брак не продлился, и спустя годы актриса сетовала, что муж сильно постарался, чтоб испортить отношения с мягкой и покладистой супругой.
«Мурат был ревнив. Чудовищно ревнив. Причем абсолютно без повода. Он постоянно во мне сомневался, цеплялся к каждой ерунде, все время пытался уличить в какой-то мнимой измене. Самый невинный мужской взгляд в мою сторону приводил его в бешенство. А мне приходилось оправдываться. Мерзко, унизительно, несправедливо!.. Слава Богу, до побоев дело не дошло», — поясняла артистка причины развода.
Звездные роли
В «Маленьких трагедиях» Высоцкий сыграл Дона Гуана, свою последнюю роль в кино
Переживать из-за рухнувшего брака Матлюбе было некогда, ведь ученица Баталова начала стремительную карьеру в кино. Еще в студенчестве актриса дебютировала в «Балладе о белогривой», а по окончании вуза получила первую прославившую ее роль — Лауры в «Маленьких трагедиях». Артистке посчастливилось работать на одной площадке с Владимиром Высоцким, а так как она общалась с бардом на «ты», распространились слухи об их романе.
«Я и мысли не допускала, что про нас с Володей могут что-то говорить, — сетовала Матлюба. — Еще перед съемками он пригласил меня на свой концерт. Сам заехал за мной на своем знаменитом «мерседесе», остановился у «Мосфильмовской». Так гостиница чуть ли не на уши встала. Все из окон повылазили — поглазеть, кто же новая избранница Высоцкого? Через год после съемок, когда Володи уже не стало, меня ловили на «Мосфильме» малознакомые люди и выспрашивали: «Ну ты с ним хоть спала?» «Нет», — говорю. — «Ну и дура!»
«Все меня спрашивают: где Волонтир, что с ним, а я даже не знаю, что ответить. В Бельцах — говорю», — признавалась актриса
Затем случилась знаменитая роль Насти, благодаря которой актрису стали считать своей цыгане. Как рассуждала артистка, такие слова дорогого стоили, ведь кочевой народ мало кого принимал. Исключением Матлюба считала Алексея Баталова, связавшего жизнь с Гитаной Леонтенко.
«Всеобщего братства, как это могло показаться, на съемочной площадке не было и в помине. Клара Лучко держалась ближе к режиссерам. Михай Волонтир приехал на съемки со своей женой и все свободное время проводил с ней. Цыгане, разумеется, сами по себе. С Кларой Степановной после съемок виделась лишь однажды, с Волонтиром — вообще ни разу», — признавалась Алимова.
Она вновь сыграла цыганку в «И с вами снова я», «Сказке о Звездном мальчике», «Балладе о гусарах». Кроме того, артистка опять перевоплотилась в Настю в «Возвращении Будулая», а в «Василии Буслаеве» исполнила роль византийской царицы.
Кризис и забвение
В «Судмедэкспертах» артистка сыграла Стеллу Гулиеву
Все шло хорошо до начала 90-х, пока в кино не назрел кризис. Алимову перестали приглашать на съемки, но она отнеслась к отсутствию работы философски: мол, если захотят позвать, то найдут где угодно, — и уехала в Узбекистан. На родине актриса занялась реставрацией национальных ковров.
«Вы не поверите, это такая радость, когда из кучи ветхой выцветшей материи, на которую и смотреть-то страшно, удается сделать что-то красивое. Как-то раз я показала пару вещей, отреставрированных мною, своим друзьям-антикварщикам. Они были в восторге. Вот через них-то и пошла информация, что я умею это делать. Постепенно у меня появились постоянные клиенты, заказчики», — объясняла актриса, как перешла к реставрации бухарских и шахрисабзских вышивок.
Изредка Матлюба все же мелькала на экранах: в узбекской картине «Товарищ Бойкенджаев», ленте «Тарас Бульба», сериалах «Точка кипения» и «Мухаморы». Однако крупных ролей не предвиделось, да и личного счастья Алимова так и не обрела.
«Китайцы считают, что именно к 40 годам человек становится один. И на этом этапе он должен уйти в себя и отыскать то, ради чего он живет. Я, считаю, нашла — Бога. И научилась органичнее принимать все, что происходит вокруг меня», — отмечала звезда
«Я была искренна, не врала ни секунды, ждала любви, а оказывалось, все это игра — талантливо сыгранный сюжет из традиционного сценария. Я влюбляюсь в человека, восхищаюсь им на полную катушку. В этом у меня есть что-то цыганское — один раз, но… Шла с открытым сердцем, а в ответ получала одни плевки. Но жалеть меня не надо, я не одинока», — уточняла артистка.
Когда она говорила, что не страдает от одиночества, то имела в виду свой приход к религии. К православию актриса обратилась в зрелом возрасте, абсолютно осознанно. «Не было бы духовной жизни, я давно бы спилась или в петлю влезла», — признавалась артистка еще 10-летие назад.
Кроме того, Матлюба Алимова сдружилась с однокурсником, который стал дьяконом. В итоге и сама актриса поселилась в Сретенском монастыре. «Отец Тихон, игумен Сретенского монастыря — ВГИКовец. Мой однокурсник Леонид Каюров учился в семинарии с Андреем Кураевым, он священник», — делилась знаменитость, которая ничуть не жалеет о закате своей кинокарьеры.
Комментарии (1)