Старо-татарская слобода в Казани: вид на историческую мечеть "Марджани"
Сенная площадь появляется на новом регулярном плане Казани 17 марта 1768 года. В западной ее части торговали лошадьми, а в восточной – сеном. Поскольку вся немалая площадь базара была устлана сеном ее стали называть «Сенной». Однако это место знаменито не только торговыми рядами. Здесь казанские ханы осматривали свои войска перед походами. Отсюда в 1552 году от расположенной в Кураишевой слободе Отучевой мечети Иван Грозный начал свою разрушительную атаку на ханскую крепость
Торговлей и коневодством занимались здесь еще с 15-го века, со времен основания города и казанского ханства. Здешние луга не случайно назывались как ханские. Ведь местные ханы были постоянными участниками джигитовки, объезда новых скакунов, упражнений в воинских искусствах. По праздникам Джиен и Сабантуй ханские луга становилось майданом для народных гуляний и соревнований между батырами в национальной борьбе на поясах «Куреш».
Местность эта примыкала к Кураишевой слободе (Курайши бистэсе), которая была основана беком (генералом) Курайши, служившего у казанского хана Мохаммад Эмина – внука хана Золотой Орды Улу Мохаммеда. В 16 веке в кураишевой слободе была построена мечеть и названа в честь ханского бека Отуча.
Надо сказать, что казанский хан Мохаммад Эмин был мудрым наследником и поддерживал с Москвой союзнические отношения. Благодаря этому он долгое время правил ханством и даже смог дважды пережить госперевороты против него.
Но шло время. Казань при пралении выходца из крымских ханов Гираев Сафа Гирея вступает в жесткое противостояние с московским царством. Итогом стала война 1552 года. Правда Сафа Гирей из-за своей трагической кончины не увидит этого жестокого поражения и пленения его любимой жены царицы Сююмбике и сына-наследника.
По иронии судьбы Иван Грозный расположит свой командный пункт на любимом лугу Мохаммад Эмина у Отучевой мечети. Отсюда будет нанесен удар по ханской крепости на кремлевском холме. Улица, идущая от ставки Грозного до Кремля, долгое время называлась Проломной. Сейчас известна как Баумана.
В русских преданиях собранных в «писцовой Царственной книге 1566-1568 годов в разделе "Посад Казанский", сообщается, что Иван Васильевич Грозный установил за мечетью Отучевской свою царскую палатку при штурме Казани в 1552 году. Отсюда он отдавал приказы своим войскам, наблюдая за происходящим с высокого минарета этой мечети. "И советовал государь, как пойти к городу, - записано в "Царственной книге" в томе 13-м Полного собрания русских летописей, - и приговорил: стати самому... на Цареве лугу..."
После взятия Казани, Иван Грозный разрешит татарам верным ему, жить именно на царевом лугу. Ведь именно здесь у Отучевой мечети находилось древнее кладбище основателей Казани, бежавших сюда после покорения волжской Булгарии золото-ордынскими войсками Бату-хана. "На этом кладбище были похоронены настоящие казанцы, - гласит татарское предание, - которые выселились сюда из города Булгар и основали Казань". Об этом кладбище имеется информация также и в русских летописях.
Но время сильно изменило знаменитый ханский луг. К началу девятнадцатого века он превратился в знаменитую рыночную площадь «Сенной базар». В 1818 году здесь постоянно работали 83 торговые лавки. Из них татарам принадлежало 44, русским – 39. Кстати только купцу первой гильдии Мухамметрахиму Юнусову принадлежало 20. Единственным конкурентом Юнусову было "Апанаевское подворье", названное именем другого богатейшего купца в Казани Апанаева. О богатстве Юнусовых говорило сохранившееся до сегодняшних дней трехэтажное здание в стиле "модерн", где некогда располагалась популярная гостиница "Амур", а также Юнусовская (сенная) мечеть.
Вид на Юнусовскую (Сенную) мечеть и местный рынок
Юнусовы понимали, что их мечеть на сенном рынке станет центром притяжения для покупателей и клиентов. Поэтому для разработки проекта и строительства здания мечети они пригласили главного казанского архитектора Песке, который к 1849 году успешно завершил ее строительство. С учетом захоронения рядом выходцев из древнего города Булгар проект мечети выполнен по лекалам булгарских мечетей. Позже как и ожидалось купцами рядом стройным рядом появились новые доходные дома, лавки, чайханы, бани и ремесленные мастерские.
И не случайно народ назвал здание напротив Юнусовской мечети как «УГОЛ нечестивых (Кэфер почмагы)». Тем не менее местная улица красных фонарей была популярна у казанских татар, многие из которых были завсегдатаями этих небогоугодных заведений. Но это уже другая история. О ней в следующем рассказе.
Комментарии (0)